История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
чаях передается как בחיריו (Пс. 105:6, 43; 1 Хр. 16:13; ср.Пс. 106:5;
см. также: Сир. 46:1, 47:22; ср.также 4Q380, 1, 11: בח]יריי]), дают воз-
можность a priori предпочесть чтение ЬбМгб. Кроме того, автор этих
строк полагает, что можно попытаться обосновать такую лингвис-
тическую интерпретацию кумранского בחירו на основании текстов
Комментариев на Псалом 37־й (4QpPs37) 4:10—12 и книгу пророка
Аввакума (lQpHab) 4:16—5:6. Прежде чем привести и прокомментировать указанные кум-
ранские тексты, отметим, что в Пс. 106:23 обозначение «избран-
ник» Бога употребляется по отношению к Моисею, а в 2 Сам. 21:6
и Пс. 89:4 — по отношению к израильским царям Саулу и Давиду.
В тексте Ис. 42:1 (начало Первой песни Раба) так назван «Раб»
Господа— Мессия (ср. Ис. 61:1; 1 lQMelch 2:18; Таргум Ионафана на
Ис., 53)174. Согласно Ыатф. 12:17—21, содержание стихов Ис. 42:1—4
экстраполировалось на Иисуса Галилеянина. «Избранник» Бога
неоднократно упоминается в разделе II эфиопской версии книги
Еноха (т. н. Притчи или Образы (1 Ен., 37—71); см. е. g. 39:6, 40:5,
45:3—4, 48:6, 49:2—4 идр.), арамейский или еврейский оригинал
которого, по мнению многих исследователей, был создан в ессейс-
кой среде175, скорее всего, в первой трети I в. до н. э. (Ср. 1 Ен. 38:5,
62:1, 3, 6, 9, 63:1—2, 12176.) Это обозначение является здесь синони-
мом «Сына человеческого» (42:2—4, 48:2, 62:5, 7, 9, 14 идр.; ср.
Дан. 7:13—14), «Праведника» (38:2, 47:1, 4, 53:6), «Мессии» (48:10,
52:4). По-видимому, образ «Избранника» Бога возник в «Книге
притч (образов)» (=7 Ен., II) под влиянием И с. 42:1177 (ср. 1 Ен. 45:3—4,
48:9, 55:4, 69:27). Выражение «Избранник Бога» (εκλεκτός θεού)
встречается также в Завещании Вениамина 11:4. А в текстах
Лк. 9:35 и 23:35—36 «Избранником» (ό έκλελεγμένος, о εκλεκτός) Бо-
га назван Иисус из Назарета. При этом в Лк. 23:35—36 наименова-
ния о εκλεκτός и ό Χριστός το0 θεού («Помазанник (Мессия) Бога»)
употребляются как синонимы. В некоторых новозаветных рукопи-
сях (Sinaiticus (prima manus), р5(?), Vetus Latina (e, ff2), Пешитта,
Синайская сирийская версия и т. н. версия Кыортона) Иисус обо¬ 174 См. также: Zeitlin, Rise..., vol. Ill, pp. 328—329; Шифман, Ветхий Завет...,
сс. 60—62. 175 Ср. е. g.: Starchy, Etapes..., pp. 501—502; Амусин, Тексты..., с. 296. Как отмеча¬
лось выше, в Кумране были обнаружены многочисленные фрагменты кн. Еноха (за
исключением, правда, Книги притч) на еврейском и арамейском языках. См. е. g.:
Milik, Enoch..., passim. 176 Упоминание в данных пассажах иудейских «царей» свидетельствует о том, что
текст ] Ен., II был создан, по-видимому, между 104 и 63 гг. до н. э. 177 Ср.: Fitzmyer, "Elect of God"..., p. 366. 253