История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
гот жив будет им»)166.) Впоследствии текст книги Аввакума 2:4Ь
будет поднят на щит Лютером и станет знаменем Реформации167. Таким образом, судя по приведенному отрывку Комментария
на Аввакума (создан exhypothesi во второй половине 90־х—на¬
чале 80-х гг. I в. до н. э.), кумраниты в начале I в. до и. э. (а, воз¬
можно, и несколько ранее) пришли к мысли, что их Учитель уже
реализовал свою сотерологическую функцию: их вера в него ipso
facto гарантировала им спасение (см. также lQpMi (Комментарий
на Михея), fr. 8—10, 6—9168, Зав. Вениамина 9:2(!); ср. 4Q416, 418
(Дети Спасения и тайна бытия), fr. 9, 1:8 и Евр. 9:28 (где говорится,
что исторический Иисус, хотя и искупил грехи «многих», но его
вторичный приход является conditio sine qua non спасения)169). Эта
идея снимала напряжение в ожидании парусии Учителя redivivus; и,
вероятно, не случайно она была провозглашена именно в то время,
когда для кумранитов стало очевидным, что их Мессия не возвра¬
тился в установленный срок (ср. Евр. 10:37—39 (!)). (Согласно
lQpHab 5:4—6, второе пришествие Учителя (= «Избранник» Бога;
см. ниже, гл. III, 6, § 3) в этот период стало связываться с осуществ¬
лением им эсхатологического Суда над нечестивцами всего мира,
что, естественно, меньше волновало сектантов, чем спасение соб¬
ственных душ)170. «бб Ср.: Иак. 2:26. 167 См. также: Амусин, Тексты..., с. 183. 168 В данном тексте говорится, что те, кто следуют за Учителем праведности и жи-
вут согласно его Учению «будут спасены ([ינצל[ו) от Дня [Суда]», т. е. они не только
спасутся от эсхатологического наказания, но даже не будут подлежать Суду. (Ср.
Ин. 5:24.) 169 В отрывке 4(^416, 418, Гг. 9, 1:8 мы читаем: «...Спасение (ישע) его деяний
(מעשיי; т. е., по-видимому, деяний упоминаемого в этом же фрагменте "Единствен-
ного"(6) "Праведного властителя" (13)— предположительно Учителя праведности
(см. выше), совершенных им при жизни (ср. П. 9, 1:11, где правоверные общинники
названы "детьми Спасения"). — И. Т.) вместе с его Посещением (פקדתו ОУ; вероятно,
имеется в виду второе пришествие воскресшего Учителя в Конце дней (ср. СО 7:11—
8:3, 19:10—15 (!)). — И. Т.); и знай, как вести себя с ним...» (Ср. СО 20:28—34, где го-
ворится о том, что в Конце дней праведные «будут внимать голосу Учителя праведно-
сти» и чистосердечно раскаются во всех своих прегрешениях; и тогда «Бог искупит их . (через Своего Мессию — Учителя гесЦумю (см. СО 14:19). — И. Т.)»> «и они узрят Его
Спасение (וראו בישועתו)» (осуществленное через Мессию).) Доктрина о «двухэтапной»
реализации Мессией своей сотерологической функции (при жизни и в период второго
пришествия в Конце дней), нашедшая, в частности, свое отражение в 4(^416, 418, Гг. 9,
1, как кажется, предшествует возникновению идеи о полном осуществлении Мессией
своей спасительной миссии еще в период первого своего посещения мира. 170 Сроки прихода Мессии, по-видимому, постоянно откладывались. Ср. е. g. ана-
логичные процессы в средневековой Европе (особенно, в первой половине XI века). 251