История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ведении ощущается сильное влияние Песен Раба Господа и, в част¬
ности, Четвертой Песни (Ис. 52:13—53:12)163. Центральной же иде¬
ей последнего произведения является мысль об искуплении Рабом
Господа— «Праведником» (в кумранской интерпретации— жре¬
ческим Мессией; см. выше) грехов всего человечества через свои
унижения, болезни, страдания и мученическую смерть. (Ср. соот¬
ветствующие новозаветные представления об искупительной мис¬
сии исторического Иисуса, особенно, Послание к евреям.) VI В связи с текстом 4(ЗА11А = 4<ЗТе8и_,е\а(1, &. 9, I, 2 обращает
на себя внимание пассаж 1(2рНаЬ7:17—8:3, в котором говорится
следующее: «[״А праведный своею верою жив будет״*] (Авв. 2:4Ь).
Истолкование этого относится ко всем исполняющим Учение
(עושי התורה; букв, "делающим Учение" (одно из самоназваний об-
щинников). — Я. Г.) в доме Иуды (т. е. в Кумранской общине, воз-
главляемой священником Иудой (см. выше, гл. II, 2, § 1). — Я. Г.),
которых Бог спасет (יצילם) из Дома Суда за их страдание (עמלם;
или: '״тяжкий труд". — Я. Т.) и веру (אמנתם; ср. Авв. 2:4 (!) — Я. Т.) в
Учителя праведности (164«(במורה הצדלן. Прежде всего хотелось бы
отметить, что в приведенном пассаже отчетливо выражена идея
спасения через веру в Учителя праведности, его искупительную мис-
сию, веру, которая, по меткому замечанию Е. Штауффера, «ели-
вается воедино с верой в Бога»165. Автором данной доктрины, по-видимому, являлся священник
Иуда, на основе «истолкований» которого и был, судя по
К^рНаЬ 2:7—10, создан кумранский Комментарий на Аввакума (а
также, очевидно, и ряд других сектантских Комментариев на про-
роческие книги и Псалмы). Здесь же заметим, что полустишие
Авв. 2:4Ь использовано апостолом Павлом в Рим. 1:17 и Гал. 3:11
при обосновании идеи о спасении через веру в Иисуса Христа.
(См. также Евр. 10:38—39; ср. Рим. 3:11, где Павел замечает, что вс
ра не уничтожает Закон, но утверждает (ср. также Гал. 3: 12, где
апостол говорит, что хотя «Закон не по вере, но кто исполняет его, 163 См. также: Puech, Apocryphe..., passim. 164 О возможных вариантах перевода и интерпретации данного текста см.: Амусин.
Учитель...,сс. 257—26\;idem,Тексты..., сс. 183—184, пр. 132;idem, Община, сс. 172—174. !65 Цих. по: Jeremias, Lehrer..., S. 143. См. также: Амусин, Община..., сс. 172—171
Cross, Library..., р. 119; Dupont-Sommer, fecrits..., р. 275, n. 6. 250