История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Гг. 2 и + 4, 1—12 сотерологических функций осуществляет Сам Бог.)
С учетом того, что Учитель праведности рассматривал тексты Пе-
сен Раба из Второ-Исайи (в частности, текст Первой Песни (Ис. 42:
1—9)) и пассажи Ис. 61:1 и 52:7 как относящиеся непосредственно к
нему самому, можно предположить, что Мессия Господа из т. н.
Мессианского апокалипсиса (4(^521) отождествлялся кумранитами
с מ1ךה гесйутк (см. также ниже). (Ср. тексты 10рНаЬ 5:4, 10:3—6 и
13:2—3, согласно которым в Конце дней Бог будет вершить «Свой
Суд» «рукой» «Своего Избранника» (ех куроЖеяг Учителя гесИу1уш;
см. ниже, гл. III, 6, § 3); ср. также 11<3 Ме1сЬ, 2.) V Согласно Дамасскому документу (CD) 14:19, одной из функ-
ций эсхатологического «Мессии Аарона и Израиля» будет искупле-
те грехов членов Кумранской общины (или, возможно, всего Из-
раиля). Аналогичная доктрина содержится также в Мидраше Мел-
хиседека (1 lQMelch), 2 (см. ниже, гл. III, 6, § 5, II). Свое дальнейшее
развитие эта идея получает в тексте 4QAhA = 4QTestLevid
(арамейский вариант Завещания Левия создан гипотетически меж-
ду са. 137/136 и са. 100 гг. до н. э., скорее всего, ближе к концу II в.
до н. э.). Во фрагменте 9,1, 2 говорится, что жреческий Мессия «ис-
купит всех сынов своего поколения» (יכפר על כול מי דרה), т. е., веро-
ятно, все человечество (ср. fr. 9, I, 3 ff.). Как бьшо отмечено выше,
«предвещания» Левия о деятельности и гибели жреческого Мессии
(exhypothesi исторического Учителя праведности) есть, по-види-
мому, не что иное как vaticinium ex eventu, и, следовательно, можно
предположить, что на определенном этапе кумраниты выдвинули
идею о том, что Учитель (в качестве жреческого Мессии и пророка,
подобного Моисею) уже осуществил свою искупительную миссию.
(Ср. 4QDibHama 2:9—10, где говорится о том, что Моисей «искупил
(כפר) грехи» евреев; ср. также lQpHab8:l—3, 4Q416, 418, fr. 9,1:8;
см. также ниже.) К сожалению, в дошедших до нас фрагментах
кумранского арамейского варианта Завещания Левия не сохрани-
лось прямых указаний на способ(ы) и форму(ы) реализации жре-
ческим Мессией своей искупительной функции. На наш взгляд, не
исключена возможность того, что искупление грехов человечества
связывалось автором(ами) 4QAhA = 4QTestLevid с его страданиями
и мученической смертью (ср. е. g. fr. 9, I, 5—7, fr. 24, I—II, 2—6). В
пользу этого говорит, как кажется, тот факт, что в данном произ¬ 249