История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Ill Судя по вышеупомянутым текстам Дамасского документа
(особенно Си 17:18—20 и 19:35—20:1), автор(ы) данного докумен¬
та как бы стремится(ятся) подчеркнуть, что Учитель праведнос¬
ти — жреческий Мессия становится также светским Мессией лишь
по его уходу в мир иной. Для адекватного понимания данной идеи
следует учитывать, что Учитель праведности, происходя из колена
Левия (40рР837 3:15—16), при жизни не мог рассматриваться пра¬
воверными в качестве светского Мессии, точно так же как, напри¬
мер, Иисус, будучи из колена Иуды, не мог считаться жреческим
Мессией в период своей земной жизни. (Ср. тексты Евр. 6:19—20,
7:13—17, 26—27, 8:1—6, 9:11—14, 24—28, согласно которым Иисус
становится «Первосвященником вовек по чину Мелхиседека»,
лишь покинув плотский, материальный мир (ср.: Евсевий, Цер¬
ковная история, I, 3, 2—20; ср. также Рим. 1:3—4, Деян. 2:36).)
Только по «приобщении» Учителя (точнее, его «духа») к небожите¬
лям (ср. К^Н 3:19—23; ср. также 4(^491, йг. И, 1, 4<5416, 418, йг. 9, 1,
1<ЗН 6:11—12), т. е. лишь по его выходу за пределы плотского мира,
он, по мнению сектантов, становится также светским Мессией, так
сказать «по чину Мелхиседека» (т. е. не по плоти, но по духу (ср.
Пс. ПО и Зав. Левия 8:14; ср. также 1 К^МекЬ, 4QShirShabba־^
1108Ыг81!аЬЬ), в отличие от «нечестивых» первосвященников-прави-
телей (царей) Хасмонеев), аналогично тому, как Иисус стал жречес¬
ким Мессией «по чину Мелхиседека» только по смерти (и в резуль¬
тате нее). (Напомним, что Мелхиседек — это полулегендарный «свя¬
щенник Бога Всевышнего» и «царь Салима» (т. е., по-видцмому, Иеру¬
салима) времен Авраама (см. Быт. 14:18, К^ОепАрос аг 22:14—17),
т. е. фигура, совмещающая функции жреческого и светского пома¬
занников; см. также ниже, гл. III, 6, § 5.) Отметим, что судя по Зав. Мо¬
исея 6:1, «Древностям» Иосифа, XVI, 163 и Я Т. Рош Хашшана, 18Ь,
хасмонейские первосвященники-несадокиды (по-видимому, начи¬
ная с Симона или Иоанна Гиркана), пытаясь оправдать узурпацию
ими прерогатив духовных и светских правителей, очевидно, выдви¬
нули идею о том, что они совмещают функции «(перво)священника
Бога Всевышнего» и главы государства по аналогии с древним
Мелхиседеком. ״There Shall Come Forth a Man": Reflections on Messianic Ideas in Philo [in:] Messiah.,
p. 344ff. 246