История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
был «иудейский муж Цадок (8ас1с1ос)», давший имя еретической
баптистской секте (=кумраниты (?); см. выше, гл. II, 1, § 4)156. II Представление о совмещении Учителем redivivus функций жре¬
ческого и светского Мессий явилось логическим следствием пред¬
шествующего развития кумранских мессианско-эсхатологических
воззрений и, прежде всего, доктрин о приоритете первосвященника
над светским владыкой и о временном исполнении первым ряда
функций (в том числе, военных, административных и судебных)
второго. (Последнюю концепцию исторический Учитель даже пы¬
тался осуществить на практике (в рамках своей общины); ср. lQSa,
1QM, 4QPB; ср. также 1QH2:13 и Ис. 11:10(!).) Непосредственное
влияние на становление данного представления, по-видимому, ока¬
зала теократическая доктрина Иезекиила (Иез., 40—48), согласно ко¬
торой духовный глава общества должен осуществлять также функ¬
ции светского правителя. (Как было отмечено выше, эту концеп¬
цию пытались осуществить на практике иудейские первосвященни¬
ки V-ro—первой половины И-го вв. до н. э., носившие титул «князя»;
этой же доктрины, очевидно, придерживались и Хасмонеи.) Заме¬
тим, что идея о совмещении функций жреческого и светского Мес¬
сий потомком Левия — священником содержится также в Завеща¬
ниях Рувима (6:7—12), Левия (8:13—15 (ср. 18:3); здесь жреческий и
светский Мессия является еще и «пророком Всевышнего»), Дана
(5:10—И) и Вениамина (11:2; ср. 9:2—5). Показательно, что пред¬
ставление о том, что Учитель праведности явится в Конце дней в
качестве пророка и жреческого и светского Мессии возникает в
Кумране приблизительно в то же время, когда Хасмоней Иоанн
Гиркан (134—104) провозглашает себя жреческим и светским пома¬
занником и пророком {си.: Иосиф, Война, I, 68; idem, Древности,
XIII, 299—300; ср. Зав. Левия 8:13—15(!)). (Ср. также фигуру про¬
рока Самуила, одно время претендовавшего на роль духовного и
светского правителя Израиля. В этой связи заметим также, что Фи¬
лон Александрийский в своих работах изображает Моисея в каче¬
стве пророка, священника и царя157.) 156 Подробно о секте досифеев см., например, в: Schechter, Fragments..., рр. XXII—
XXVI; Driver у Scrolls..., рр. 78—80. 157 Подробно об этом см. в работах: W. A. Meeks, The Prophet-King: Moses Tradi¬
tions and the Johannine Christology (NT Sup 14), Leiden 1967, pp. 100—131; P. Bor gen, 245