История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
«Праведный властитель» ()?מרשל צדי)— это, возможно, Учитель
праведности, пребывающий на небесах).) В связи с истолкованием
в CD 7:18—20 пассажа Числ. 24:17 (фрагмент оракула Валаама об
идеальном израильском царе (давидиде (?)), который появится в
«Конце дней» (см. Числ. 24:14)) как относящегося к Учителю пра-
ведности (историческому и эсхатологическому) отметим, что в тек-
сте 4QTestimonia, 12—13 (создан exhypothesi между са. 135/134 и
132 гг. до н. э.; см. выше, гл. II, 2, § 2, II) этот отрывок из Моисее-
вой Торы использован для описания деятельности эсхатологичес-
кой фигуры, совмещающей функции пророка, подобного Моисею
(1—8), жреческого Мессии (14—20) и светского Мессии (9—13;
ср. 1QM 11:6, Зав. Иуды 24:1), т. е., по-видимому, Учителя redivi-
vus154; в Зав. Левин 18:3 этот текст отнесен к Новому Священнику
(!exhypothesi Учителю); в Отк. 22:16 аллегория «звезды» из Числ. 24:17
экстраполируется на Иисуса, а в И. Т. Таанит, IV, 2, 67d — на
«князя (נשיא) Израиля» Бар-Козибу (= Бар-Кохба (арам, «сын звез-
ды»)155; см. также: Евсевий, Церковная история, IV, 6); Таргумы ин-
терпретируют стих Числ. 24:17 как относящийся к светскому Мес-
сии. Наконец, из сочинений ряда отцов церкви и сообщения му-
сульманского автора Мухаммада аль-Шахрастани известно, что
досифеи отождествляли со «звездой от Иакова» — Мессией осно-
ватепя своей секты — Досифея (Dostan). Этот религиозный деятель
III—II вв. до н. э. назывался своими адептами «Единственным Учи-
телем». Некоторое время он проживал в пещере, где и умер. (Ориген
в Комментариях на Иоанна XIII, 27 пишет, что самаритяне верили,
что Досифей вообще не умирал.) Судя по тексту «Панариона» (X—
XIV) Епифания, досифеи были родственны секте ессеев. Согласно со-
общениям Гегесиппа (Евсевий, Церковная история, ГУ, 22, 5), Псев-
до-Климента (Узнавания, I, 54, 4), Псевдо-Тертуллиана (Против
всех ересей, I, 1) и Епифания (Панарион, XIX, 2, 1), Досифей стоял
у истоков движения Za880UK:a101/Sadducaei (= цадокиды (?)). Соглас-
но же Филастрию (Книга против ересей, 5), одним из его учеников регации как новом Иессее, порождающем нового Давида, отождествление Учителя с
«плодом чрева» (общины (?)) может быть понято как признание за ним прерогатив
светского Мессии. Ср.: Епифаний, Панарион, XXIX, 1,4! Ср. также текст 4(^173, Гг. 1, 4, где упоминаются «[Мо]льбы Учителя праведности»
(= Благодарственные гимны ((^Н) — созданная Учителем (= новым Давидом (?)) кум-
райская Псалтирь). 154 Ср.: Е)ироМ-8оттег, Ёсп1б..., рр. 332Г. 155 Звезда была изображена на монетах Бар-Кохбы. 244