История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
но: ”Прошествовала (דרך) звезда (כוכב) от Иакова и восстанет (וקם)
скипетр (שבט; или ”комета”.— И. Т.) от Израиля" (Числ. 24:17).
"Скипетр" — это Князь (נשיא) всей общины, и когда он встанет
(ובעמדו; или "восстанет”. — И. Г.), "он (полностью) разобьет всех
сынов Сифа" (Числ. 24:17; зд. имеются в виду внешние враги Изра-
иля. — И. Т.). Эти (имеются в виду правоверные кумраниты (см.
Си 7:12—15).— И.Т.) спаслись в период первого Посещения
(Богом земли (см. СО 7:9, 8:3, 19:6, 11, 19:15). — И. Г.), в то время
как отвратившиеся (от истинного Учения. — И. Т.) были преданы
мечу. И такой же суд будет для всех членов Его Завета, которые не
будут держаться этих (предписаний)... Это будет День, когда посе-
тит (יפקד) Бог (землю)...» Во втором пассаже, вслед за сообщением
о гибели «Пастыря» — ех \1ypothesi Учителя праведности, говорит-
ся, что правоверные общинники «спасутся в период Посещения, а
оставшиеся будут преданы мечу, когда придет Мессия Аарона и
Израиля. (Это будет) так же, как это было в период первого Посе-
щения, как Он сказал через Иезекиила: "чтобы сделать знак на че-
лах воздыхающих и стонущих" (Иез. 9:4). А оставшиеся были пре-
даны мечу... И такой же суд будет для всех членов Его Завета, ко-
торые не будут держаться этих предписаний... Это будет День,
когда посетит (יפקד) Бог (землю)...» Сопоставление данных пасса-
жей с вышеприведенными текстами СЭ6:3—И и 20:13—17 не ос-
тавляет сомнений в том, что «титулы» «Разъясняющий Учение» и
«Князь всей общины» являются двумя наименованиями одной и
той же фигуры — «Мессии Аарона и Израиля», обозначающими
два различных аспекта его деятельности152. (Ср. СО 6:3—11, где
кумранский Учитель фигурирует под тремя различными наимено
ваниями: «Разъясняющий Учение», «Законодатель» и «Учитель пра-
ведностй».) Следовательно, эсхатологический жреческий и светский
Мессия отождествлялся автором(ами) Дамасского документа с
Учителем праведности гедтуш. (Ср. также СО 6:8—11 и 14: 18—
19; !ОрНаЬ 5:9—10 и 4(^173, &.2153; 40416, 418, &. 9, 1:13 (где 152 См. также: Philonenko, Interpolations..., р. 9. 153 Автор Комментария на Аввакума (IQpHab) называет в тексте 5:9 rpynnv
«изменников» во главе с Человеком лжи «домом Авессалома». Как кажется, здесь
можно усмотреть намек на то, что Учитель по смерти стал рассматриваться своими
адептами в качестве нового Давида. (Ср. 2 Сам., 15—18, где рассказывается о восста
нии вероломного Авессалома против своего отца Давида.) Ср. 4Q173, fr. 2: «[...,,Награда— плод чрева” (Пс. 127:3) (или: "От плода твоего
чрева (sc. чрева Давида. — И. Т.) Я посажу на твой трон" (Пс. 131:11)).] Истолкование
этого: "пло[д]" ([הפר!י)... [это У]читель праведности...]» (Ср. Ам. 6:12; ср. также апок
рифическое Протоевангелие Иакова, VI.) В свете кумранского представления о конг 43 ל