История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
(«...до (той поры), когда встанет (или: ”восстанет") Мессия (от)
Аарона и (от) Израиля»); (2)״...בבוא משיח אהרוץ וישראל...״ («...ког-
да придет Мессия Аарона и Израиля...»)·) Он «искупит грех»
(יכפר עוץ; СО 14:19) правоверных (функция жреческого Мессии) и
«предаст мечу» нечестивцев из Израиля и внешних врагов иудеев
(СО 7:9—8:3, 19:10—15; функция светского Мессии). А. Дюпон-Соммер, отождествлявший исторического Учителя
праведности с пророком, подобным Моисею, полагал, что Учитель
гебтуш может быть идентифицирован с «Мессией (от) Аарона и
(от) Израиля»149. При этом французский исследователь указал в
качестве параллели на текст Деяний апостолов 2:36, судя по кото-
рому Иисус (= пророк, подобный Моисею; Деян. 3:20—23) стано-
вится «Господом и Мессией» только по воскресении150. (Ср.также
Рим. 1:3—4.) На наш взгляд, в пользу данного отождествления го-
ворят, кроме прочего, следующие факты. В СО 2:12 исторический
Учитель назван «Мессией» (משיח) Господа. В СО 6:7 и 7:18 он рас-
сматривается в качестве жреческого Мессии (= «Разъясняющий
Учение»). Далее, в тексте СО 20:13—17 непосредственно вслед за
сообщением о «приобщении» Учителя праведности говорится еле-
дующее: «И в этот период (ус. 40-летний период между кончиной
Учителя и его вторым пришествием в Конце дней (см. выше, гл. II,
2, § 1 и гл. III, 6, § 1): — И. Т.) возгорится гнев Бога против Израи-
ля, как сказал Он: "Нет Царя (מלך), и нет Князя (שר)" (Ос. 3:4), и
нет Судии (שופט), и нет Обличающего праведностью (מוכיח בצדק)».
Кажется естественным предположить, что перечисляемые в приве-
денном тексте титулы относятся автором(ами) Дамасского доку-
мента (СО) к отошедшему в мир иной Учителю (ср.: 4(^416, 418,
Гг. 9, 1; Матф. 25:31—46 (!))151, который, таким образом, стал рас-
сматриваться своими адептами не только как жреческий, но и как
светский Мессия (истинный «Царь» Израиля, «Князь» общины). В
пользу отождествления Учителя геётуш с эсхатологическим «Мес-
сией (от) Аарона и (от) Израиля» свидетельствуют, как кажется, и
тексты СО 7:18—8:3 и 19:6—15. В первом пассаже говорится еле-
дующее: «А "Звезда" (הכוכב) — это Разъясняющий Учение (ус. исто-
рический Учитель праведности (ср. СО 6:3—11) — жреческий Мес-
сия (ср. 4(2Н0г 1:11). — И. Г.), который пришел в Дамаск, как написа¬ 149 См. е. g.: Ecrits..., р. 154, п. 2; см. также рр. 369—379. О возможной тождествен¬
ности Учителя с «Мессией Аарона и Израиля» в тексте CD писал еще в 1910 году (т. е.
до обнаружения кумранскнхрукописей) С. Шехтер. (См.: Documents..., Introduction.) 150 См. е. g.\ Ecrits..., р. 154, п. 2. 151 Ср.: Davies, Covenant..., р. 186. 242