История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
нами Царя (т. е. сынами Бога — ангелами. — И. Т.). Ни [червонное
зо]лото, ни чистое золото Офира [не сравнимы с моей мудростью]"146 147 148.
В свете данного текста логично предположить, что, по мнению
членов Кумранской общины, Учитель праведности по своем «при-
общении» (СО 19:35—20:1, 20:13—14) к небожителям занял одно из
первых мест (если не первое) в небесной иерархии. В этой связи ка-
жется возможным допустить, что именно Учитель (точнее, его
«дух», восхищенный на небеса) подразумевается в тексте 4(3416, 418
(Дети Спасения и тайна бытия), й1 ,9 .־ под «Единственным»
(147 6) יחיד); ср. СО 20:1, 14, 32 (!)), «Праведником» (5), «Праведным
властителем» (13), «дух (רוח) которого не уничтожается (לא תבלע;
или: "не будет уничтожен"; букв, "не поглощается", "не будет по-
глощен".— И. Т.), ибо в тиши (небес; ср. е^. 4(3405 19АВСО, 7;
20 и 21—22, 7—8; ср. также Отк. 8:1,2 Кор. 12:4, 4 Ездр., 7, Торг, на
1 Цар. 19:11—12. — И. Т.)... он Князь (שר) среди (небожителей.—
И. Т.) (3—5)...» (Ср. тексты 3 (Еврейского) Ен.ш, гл. 7 и 15, соглас-
но которым Енох, окончив свои дни на земле, был восхищен на не-
беса к Трону Шехины, получил имя «Метатрон» (מ(י)טטרון;
«(стоящий) подле Трона (Бога)» или «(занимающий трон) рядом с
Троном (Бога)» (греч.)) и стал Князем ангелов Божественного При-
сутствия (שר הפנים; букв. «Князь Лика (Божьего)».) § 2. Учитель праведности
и «Мессия (от) Аарона и (от) Израиля» I В Дамасском документе (СО) 12:23—13:1, 14:9, 19:10—11,
20:1 и 4<ЗОь, йг. 18, 3:12 говорится о появлении в Конце дней «Мес-
сии (от) Аарона и (от) Израиля», т. е. Мессии, совмещающего фун-
кции жреческого и светского Помазанников. (Его появление опи-
сывается в данном документе следующими двумя формулами: ״.. .עד עמוד(מעמוד; 18,3:12 .& ,<מ)4) משיח(נסאהרוץ ממ)ישראל"(1) Ср.: Дан. 7:13—14(!). 147 В слове ТГП второй «йод» надписан над строкой. 148 Под 3 Енохом понимают собранные Г. Одебергом мистические каббалисти¬
ческие тексты, в которых говорится о Енохе. (См.: Я. Odeberg, 3Enoch or the Hebrew
Book of Enoch, Prolegomenon by J. C. Greenfield, New York 1973 (первое изд.: Cam¬
bridge 1928).) Г. Одеберг возводит эти тексты к ядру славянского Еноха и датирует их
111 в. и. э. 241