История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты избавил душу мою от Ямы
(שחת; /. е. Шеола. —Я. Т.) и из Аваддона* 132 Шеола Ты поднял меня
(העליתני) на вечную высоту (.ус. на небо. — Я. Т.). И я расхаживал
по беспредельной равнине, и я узнал, что есть надежда для того,
кого Ты сотворил из праха для вечного Совета. И дух (רוח) сокру-
шенный Ты очистил от большого греха, дабы он (т. е. дух. —Я. Т.)
мог находиться (букв, "стоять". — Я Т.) в (одном) ряду с воин-
ством святых и объединиться с общиной сынов небес (т. е. с анге-
лами. — Я. Г.). Ты уготовил мужу (имеется в виду, естественно,
праведный человек. — Я. Т.) вечный жребий (быть) с духами Зна-
ния (רוחות דעת), дабы он мог восхвалять Твое имя в общине радос-
ти...» (3:19—22)133. (См.ткже 4<3424 (4<}№), йг. 7, с01. 1 (!)). Анало-
гичную картину видел на небесах и Енох (точнее, его «дух»
(7 Ен. 70:2 и др.); см., например, 1 Ен. 39:6—41:2; ср. также 1<ЗМ 12:1—
5(!))134. В качестве параллели к 1(2Н 3:19—22 укажем также на со״ идея о заимствовании греческой философией многих доктрин из еврейских священных
книг. — И. Т.)... помимо того, что был принят христианскими авторами, оказал воз¬
действие и на неопифагорейца Нумения (II в. н. э.); ср. его утверждение: ,,Кто же такой
Платон, как не Моисей, говорящий на аттическом наречии (Clem. Strom. I. 150.4...)%
(сс. 68f., прим. 48). Напомним также читателю, что Фалес — первый из «семи мудрецов», стоявший у
истоков древнегреческой философии, а также, вероятно, Пифагор были финикийцами
по происхождению, а Ферекид — возможно, сириец. 132 Аваддон (букв, «уничтожение») — возможно, низший и наиболее темный уро
вень Шеола, где уничтожаются души нечестивцев. (См. также е. g.: Mansoor, Hymns...
р. 116, n. 5.) Ср. IQS 4:9—14, где говорится, что после жестоких мучений в «темных
областях» (Шеола) нечестивые души будут подвергнуты полному «уничтожению без
остатка и (возможности) спасения». (Точно такого же воззрения придерживался ран¬
нехристианский автор Арнобий (кон. III—нач. IV вв. н. э.).) Ср. 1 Ен., 22; ср. также
греческую концепцию Аида и Тартара. 133 На основании данного текста ряд исследователей полагают, что кумраниты ве
рили только в бессмертие души. См., например: Ploeg, Excavations..., рр. 106f.; idem
Immortality..., рр. 122—125; Mansoor, Hymns..., pp. 84—87. Cp.:H.-W.Kuhn, Ender
wartung und gegenwartiges Heil, Gottingen 1966, SS. 44—78; Nickels burg, Resurrection..,
pp. 152—156. Ср. также: M Delcor, L’immortalite de fame dans le livre de la Sagesse e
dans les documents de Qumran, NRT 77 (1955), pp. 614—630. 134 Видения Еноха (на небесах и в Шеоле), нашедшие свое отражение ъ 1 Ен., уди
вительно схожи с видениями неба и ада шведского мистика Эмануэля Сведенборга
(1688—1772), описанными им в книге "De coelo et inferno" («О небе и аде», Л он
дон 1758). (Напомним, что первые три манускрипта 1 (Эфиопского) Еноха были обна
ружены Брюсом в Абиссинии и привезены в Европу в 1773 году. Первый европейски!
перевод данного произведения (на английский язык) был осуществлен Лоуренсом !
издан в Оксфорде в 1821 году.) Ср. также е. g.: Данте, Божественная комедия, passim; Петрарка, Африка, Иееш
первая. 238