История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
щинниками-праведниками) прихода «пораженного пастыря»; 4Q173
(4QpPsl27), fr. 1, 4—5, где Учитель (redivivus?) назван «[Свя]щенником
для (или: "в") Конца дн[еЩ»; 4Q416,418, fr. 9,1 (см. ниже).) Еще одно указание на ожидание общинниками второго прише¬
ствия Учителя праведности содержится, как кажется, и в уже про¬
цитированном тексте Зав. Левин 16:3—5, где патриарх «предве¬
щает» (очевидное vaticinium ex eventu!), что священники и левиты,
«не осознав достоинства (dvouropa; v. 1. avaoxamv ("воскресения"))»
«Мужа» («Человека»), который «обновит Закон» (т. е. достоинст¬
ва» Нового священника— exhypothesi кумранского Учителя; см.
выше, гл. II, 1, § 1, VI и 2, § 2,1) «замыслят убить его» и «по нечес¬
тивости» своей «возьмут невинную кровь на свои головы»; в ре¬
зультате, у них «не будет места чистого... до того времени, когда
он (sc. "Муж". — И. Т.) снова посетит (бю; atixdx; JtdXiv &ciok£\|/iit(u)»
их «и по состраданию примет» их130. (Ср.:Ис. 53:8—12 (завершение
Третьей песни страдающего Раба Господа)!) В Гимне №6 (1QH3:19—36) Учитель праведности, как ка¬
жется, выдвигает идею о том, что до наступления Эсхатона и вос¬
кресения тел души умерших праведников пребывают на небесах, в
то время как души нечестивцев томятся в Шеоле (ср.: 1QM 12:1—5,
1 Ен. 41:1—2; Иосиф, Война, II, 154—157 (!), III, 374; idem, Древнос¬
ти, XVIII, 14; ср. также Ис. 53:8—12; Пс. 14:32, 16:5—11 (!), 17:15,
21:7, 23:6, 27:13, 36:10, 37:37Ь—38, 41:13, 49 passim(!), 56:14, 61:8,
73:24—28, 103:4—5, 116:8—9, 142:6, 143:10b; Прюп. 15:24; Иов. 19:25—
27 (!) (ср. Иов. 32:8, 33:4, 6, 34:14—15 и Быт. 6:3); Еккл. 12:7 (ср.
Еккл. 3:11, 21; ср. также Кохелет Робба, III, 21); Премудр. Сол. 2:12—
3:9)131. Так, в данном произведении, в частности, говорится: «Я 130 См. также: Meyer, Ursprung..., Bd. II, S. 172; Dupont-Sommer, Testament...,
pp.33—53. 131 Судя по упомянутым текстам еврейской Библии, на определенном этапе эво¬
люции идеологических представлений израильско-иудейского общества в дополнение
к учению о посмертном нисхождении духа в Шеол (подземное обиталище душ умер¬
ших) появляется концепция восхождения духа умершего праведника и мудреца к Богу
на небеса (что является их посмертной наградой). С аналогичным воззрением мы
встречаемся, например, в сочинениях Платона «Горгий» (52бЬ—е), «Федон» (107с—
114с), «Федр» (245с—249d), «Государство» (X, 614а—62lb); здесь нечестивцы оказы¬
ваются по смерти в Тартаре (Аиде; sc. подземные обиталища душ умерших людей и
поверженных богов), а праведники и философы — на небе (или Островах блаженных).
(Платон, впрочем, разделял также орфико-пифагорейское учение о переселении душ.) Данные ряда источников позволяют предположить, что ханаанейская (сиро¬
палестинская) концепция бессмертия духа (души), являющегося носителем личности
человека (по сути, тождественным с его «я»), была заимствована (возможно, при по¬
средстве финикийцев) в первой половине или середине VI в. до н. э. греческим мысли- 236