История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
будут осуществлять «служебные ангелы»125)126). Несколько явных
указаний на существование у кумранитов веры в воскресение из мерт-
вых можно обнаружить и в Благодарственных гимнах. Так, в
1QH 6:29—30 говорится: «И тогда Божий меч начнет стремительно
(действовать) в период Суда, и все сыны Его Ис[т]ины встанут
(יעירו; букв, ״пробудятся”. — И. Г.), чтобы [уничтожить сынов] не-
чесгия...» (ср.Дан. 12:2, 13; Ис. 26:19); в 1QH6-.34 мы читаем: «И
лежащие во прахе (т. е. мертвые; ср. Ис. 26:19.— И. Г.) вскинули
стяг, и снедаемые червями (тела) мертвых (מתים) подняли знамя...»
(Ср.: 1QH 8:31 (!)); наконец, в 1QH 11:11—14 предвещается, что
«снедаемые червями (тела) мертвых будут подняты из праха»,
«дабы предстоять» перед Господом и «быть обновленными (להתחדש)
вместе со всем сущим». (Ср. 1QH 13:11—12, где говорится о творе-
нии новых вещей (לפראות חדשות), преображении прежних вещей
(להפר קימי קדם) и утверждении новых существ (сущностей, вещей,
сущего; נהיות) для вечности (ср. 11QT 29:9, где Конец дней (= «День
Творения» (יום הבריאה); ср. также 4Q521 (Мессианский апокалипсис),
fr. 2ii + 4, где говорится о том, что в Конце дней Господь через
Своего Мессию «1обновит (יחליף; или: "изменит") верных Своей мо-
щью» (6) и воскресит мертвых (12; см. также fr. 7+5 ii, 6), IQS 4:25 (!);
см. также Ис. 65:17, 1 Ен. 45:4—5, 72:1, 91:16, 4 Ездр. 7:75; ср. также
2 Макк. 7:20—38 (ср. 12:43—45), где имплицитно выражена идея о
творении новых тел при воскресении; Матф. 19:28, где Иисус говорит
об эсхатологическом «палингенезе» своих адептов; и 1 Кор. 15:42—55,
где Павел предвещает воскресение мертвых в «нетленных» (<<ду-
ховных») телах127 .)128 125 Цит. по: G. W. Buchanan у Revelation and Redemption: Jewish Documents of Deliv¬
erance from the Fall of Jerusalem to the Death of Nahmanides, Dillsboro 1978, p. 439. 126 По мнению Дж. Коллинза, «Оживляющий^ в 4Q521, fr. 7 + 5 ii, 6 — это Илия
или пророк, подобный Илие. (См.: the Works of the Messiah. — Dead Sea Discoveries,
Special Sample Issue (1994), pp. 4f.). 127 Cp.: J. D. M. Derretty New Creation: Qumran, Paul, the Church, and Jesus, RQ 49—
52 (1988), pp. 597—608. 128 Относительно кумранской концепции воскресения см. также е. g.\ J. М. Allegro,
Further Light on the History of the Qumran Literature, JBL 75 (1956), p. 95; F. Ndtscher,
Zur theologischen Terminologie der Qumran-Texte, Bonn 1956, S. 151; Rabint Qumran
Studies, pp. 73f.; K. Schuberty Das Problem der Auferstehungshoffnung in den Qumrantex-
ten und in der frQhrabbinischen Literatur, WZKM 56 (1960), SS. 154—167; Mansoor,
Hymns..., pp. 54, 87—89; Brownlee, Midrash..., pp. 164f.; E. Puech, La croyance des ess6ni-
ens en la vie future: immortalite, resurrection, vie etemelle? Histoire d'une croyance dans le Ju-
dai’sme ancien, Paris 1993, vol. I—II (особенно pp. 325—956). Cp.: Sawyer, Words..., passim. К. Шуберт считает возможным говорить также о воскресении душ с телесными
функциями (ibidem, SS. 158—161). 234