История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
говорится следующее: «...[и оживут они (ויחיו; ср. 4(^521 (Мес-
сианский апокалипсис), А2 .־ и + 4,12, А7+5 .־ и, 6. — И. Г.)], и вега-
нет (1 ;ויעמד. е. ״воскреснет״. — И. Т.) народ великий, люди, и они
благословят (ויברכו) Господа воинств...»123. (Ср. СО 4:3—4(!);
1С)Н 4:21—22 («А те, кто Тебе по душе, встанут (יעמודו) пред Тобой
навеки, и ходящие по пути Твоего сердца предназначены для веч-
ности»); 4()181, А6—1,4 .־ (здесь говорится о «вставании для вечной
жизни» (מעמד לחיי עולם) избранников «сынов земли»); 40р8Оап*־с
(40243—245), 53—54; ср. также Дан. 12:2, 13 (в данном стихе глагол
עמד также употреблен в бесспорном значении «воскресать»).) Идея
воскресения из мертвых всего Израиля (а, возможно, и всего чело-
вечества; ср. 10рНаЬ 5:3—6, 10:3—13 (!)) в Конце дней эксплицитно
выражена также в кумрансхом сочинен™, условно называемом Мес-
сианский апокалиппис (40521), где говорится (Гг. 2 и+4, 8, 12), что Гос-
подь в лице Мессии (המשיח) «освободит узников, даст прозрение
слепым (ср. Ис. 42:7, 61:1. —И. Т.), поднимет повер[женных во пра-
хе (т. е. мертвецов; ср. Ис. 26:19.— И. Г.)]... исцелит раненых
(חללים; букв, "пронзенных" (т. е. распятых (?). — И. Т.) и оживит
(5с. воафесит. — И. Т.) мертвых (מתים יחיה), будет благовестовать
нищим (ענוים יבשר)... (ср. Ис. 26:19, 42:7, 61:1 (!), Пс. 147:3; ср. также
Лк. 4:18, Мсапф. 11:5 (!). — И. Т.)». В другом пассаже 40521 сказа-
но, что «Оживляющий (1 ;המחיהе. Мессия (см. А2 .־ и+4, 1, А9 .־,
3 (?). — И. Т.) [подни]мет (יקי]ם]; букв, "[поставит". — И. Т.) мерт-
вых Его (или: "своего". — И. Т.) народа (מתי עמו)» (А-. 7+5 и, 6).
(Ср. СБ 20:28—34 (см. ниже), 2 Бар. 30:2, И. Т. Кетувим, XII, 3;
ср. также: Оракулы Сивиллы, И, 221 — 237 (где воскресение мертвых
осуществляют Небесный (6 ётсоорауих;; .ус. Господь) и архангел Ури-
ил (ср. 1 Ен. 20:2)124), Апокалипсис Петра 4:7—9 (где говорится, что
Господь Бог поставил Уриила «над воскресением мертвых в День
Суда»), Еврейский апокалипсис Илии — Сефер Элийаху (где в свя-
зи с Иез. 37:8а (ср. 12—14) сообщается, что воскресение мертвых 123 См. также: И. Р. Тантлевский, «Избранник» Бога и «избранники Бога» в тек¬
стах свитков Мертвого моря, ППиПИКНВ (XXIV годичная научная сессия ЛО
ИВ АН СССР (доклады и сообщения), 1989), ч. 1,1991, сс. 72f. 124 В 1 Ен., 20 Уриил, «ангел, (поставленный) над миром и Тартаром (Преиспод¬
ней)» [греч. вере.] (ср.: 1 Ен. 21:5, 9, 27:2, 33:3, 4), фигурирует в качестве первого из се¬
ми архангелов. В 4 Ездр., гл. 4—9 этот архангел отождествляется (со второго видения)
с Самим Господом Богом. (Ср.: также 4 Ездр. 7:31—140, где Уриил говорит о всеоб¬
щем воскресении из мертвых и Страшном Суде.) Думается, что Уриил (букв. «Огонь
(Свет) Бога») может быть отождествлен с упоминаемым в кумранских текстах
1QS 3:20 (ср.: 3:24—25), 1QM 13:10 (ср.: 17:6—8) и CD 5:18 «Князем Света». 233