История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
6. Кумранский мессианизм и эсхатология В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПО СМЕРТИ УЧИТЕЛЯ ПРАВЕДНОСТИ
(СА. 137/136 ГГ. ДО Н. Э.—ПЕР. ПОЛ. I В. ДО Н. Э.) § 1 · Ожидание кумранитами
второго пришествия Учителя праведности. Ессейско-кумранское учение О БЕССМЕРТИИ ДУШИ И ВОСКРЕСЕНИИ ТЕЛ По смерти Учителя, когда стало очевидно, что ему не удалось
осуществить большинства функций жреческого Мессии, Конец
дней так и не наступил, а напряженно ожидаемый светский Мессия
не пришел, кумраниты были вынуждены внести коренные измене-
ния в свои мессианско-эсхатологические доктрины. Прежде всего,
выдвигается идея о втором пришествии Учителя праведности в
Конце дней, который наступит через 490 лет по предании Иудеи в
руку Навуходоносора II, т. е. около 97/96 гг. до н. э. (см. также вы-
ше, гл. И, 2, § 1). Вера в воскресение Учителя при наступлении Эс-
хатона, как кажется, эксплицитно выражена в тексте Дамасского
документа (создан ехкуроЛем между са. 137/136 и са. 97/96 гг. до
н. э. (скорее всего, в 134—132 гг. до н. э.); см. выше, гл. II, 2, § 2, III)
6:3—11, где говорится следующее: «И копали они колодец,
,1колодец, который копали князья (שרים), вырыли жезлом (במחקלן)
благородные из народа״ (Числ. 21:18). ״Колодец" — это Учение
(התורה), а те, кто его копали — это раскаявшиеся из Израиля (или:
"возвратившиеся в Израиль"117; שבי ישראל — И. Г.), которые ушли
из страны Иуды и проживали (на чужбине) в стране Дамаска. Всех
их назвал Господь "князьями" (שרים), ибо они искали Его, и не ос-
порена никем их слава. А "Законодатель" (המחוקק) — это Разъяс-
няющий Учение (דורש התורה; .ус. Учитель праведности — жреческий
Мессия (см. СВ 7:16, 4<}РВ 1:5, 4дНог 1:11, 4(2Те51, 17—18(!); см.
также выше, гл. II, 1, § 1, VI и § 4, III; гл. III, 4, III). —К Г.), о ко-
тором сказал Исайя: "И (Он) производит Орудие (כלי) для деяний
Своих" (Ис. 54:16). А "благородные из народа" — это те, кто при-
шли копать колодец жезлами, относительно которых предначертал
Законодатель (зд. игра слов: במחוקקות אשר חקק המחוקק — И. Т.) ру-
ководствоваться ими во весь период нечестия (קץ הרשיה; ליו Относительно данного перевода фразы שבי ישראל см.: S. Iwry, Was There a Mi■
gration to Damascus? The Problem of שבי ישראל, El 9(1969), pp. 80—88. 231