История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
данная «партия» состояла не только из священников, но и из состо¬
ятельных и влиятельных в обществе светских элементов. С начала
правления Ирода и до разрушения Второго Храма (70 г. н. э.) абсо¬
лютное большинство иерусалимских первосвященников были из
саддукеев114. Эти понтифики, очевидно, являлись несадокидами.
Ибо, согласно замечанию Иосифа Флавия, Ирод назначал на пер¬
восвященнический пост «малозначительных лиц, которые един¬
ственно были священнического происхождения (μόνον έξ Ιερέων ουσιν
πλήν ένός)» (Древности, XX, 247); и далее Иосиф отмечает, что сын
Ирода I Ирод Архелай (4 г. до н. э.—6 г. н. э.) «также следовал по¬
добной политике в назначении первосвященников, и так же делали
римляне после него». Кроме того, как заметил Т. У. Мэнсон115, «ес¬
тественной формой обозначения потомков Садока является не
Sadctoqfrn, а Ъёпб Sadoq; и именно так они обозначаются в Еюслеси-
астгасусе (51:12, евр.)и и (добавим от себя) в свитках Мертвого моря
(здесь, как правило, в double entente; см. выше, гл. И, 1, § 3). Следо¬
вательно, можно предположить, что наименование Sadduqtm воз¬
никло не потому, что костяк данной «партии» составляли потомки
первосвященника Садока, а потому, что ее члены, выдвигая из сво¬
их рядов иерусалимских первосвященников, рассматривали свою
секту как олицетворение нового Садока, чьи помазанные
«сыновья» становились во главе Храма. Хотелось бы отметить, что этимология термина «ессеи» от
имени Иессей, как кажется, дает возможность попытаться ответить
на следующий сложный вопрос: почему это наименование не встре¬
чается в Новом Завете, а его семитский оригинал — в раввинисти-
ческой литературе? Думается, что раввины и ранние христиане,
знавшие, очевидно, истинную этимологию обозначения «ессеи», не
использовали это наименование потому, что рассматривали его
как святотатственное (аналогично тому, как, например, древние
евреи, да и многие современные, избегали и подчас воздерживают¬
ся в наши дни от употребления термина «христиане»). В заключение данного сюжета отметим, что к настоящему
времени в литературе предложено около двадцати этимологий обо- 1.4 См., например: Schiirer, Geschichte..., SS. 201, 215—224, 406—419; Driver,
Scrolls..., pp. 232, 234. 1.5 См.: T. W. Manson, Sadducee and Pharisee— the Origin and Significance of the
Name, BJRL 22 (1938), p. 145. 229