История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
свете предложенного выше истолкования Гимна № 14 это, на пер־
вый взгляд, странное, необычное для иудаистской секты наимено־
ванне могло бы быть легко понято: Кааара101 («насареи») — это те,
кто стремятся произрастить 8№] נצרег], т. е. те, кто способствуют
пришествию в мир Мессии-давидида (ср. Панарион, XIX, 3, 4). Итак, судя по приведенным выше кумранским текстам, при
жизни Учителя общинники, вероятно, рассматривали свой УаЬа(1 в
качестве «коллективного» духовного земного отца светского Мес-
сии; в то же время, согласно 1 рва 2:11 и 4рИ0г1:11 (см. также
4<2Ме55 аг 1:10; 40р5Оап<1 (4(2 246)), Господь Бог полагался ими его
духовным небесным Отцом. В качестве параллели к данной кон-
цепции «дуального отцовства» можно указать на два пассажа из
кумранских Гимнов № 11 и 14, в которых Учитель праведности
рассматривает себя в качестве земного духовного отца секты
(1<2Н 7:21; ср. также самообозначение кумранитов «сыны Цадока»,
т. е. «сыны» Учителя праведности)113, а Всевышний полагается им
ее небесным Отцом (1(2Н 9:35). В качестве параллели к кумранской аллегории общинььотца
светского Мессии можно указать на Откровение, 12, где истинный
Израиль (12:1) изображен в качестве женщины, рождающей Христа
(12:2, 5; ср. Иер. 30:21). И наконец, в качестве примера образования обозначения
общины по имени лица, жившего в отдаленном прошлом, можно
указать на наименование Еа550и1са101 (евр. צדוקים [§а(1(11Ц1т]). Это
обозначение было, по-видимому, произведено от имени первосвя־
щенника Садока (ן>16&§] צדיק]), функционировавшего во дни Дави־
да и Соломона. Думается, что данное наименование движения (не
само движение!) возникло не ранее периода правления Ирода I Ве-
ликого (37—4 гг. до н. э.); ибо, в противном случае, оно должно
было восприниматься Хасмонеями — несадокидами как открытый
вызов их первосвященству. В то же время, известно, что почти все
Хасмонеи, начиная с Иоанна Гиркана I (134—104 гг. до н. э.), опи-
рались в своей деятельности именно на саддукеев, а также, по-ви-
димому, разделяли многие их воззрения. Как было отмечено выше, of the Therapeutae, and the Motives for Vegetarianism in Early Jewish and Christian Circ¬
les, RQ 49—52 (1988), pp. 407—410.) He исключена возможность, что на позднем этапе
своей истории кумранские ессеи и/или члены родственных им религиозных групп, бу¬
дучи на пути к полной спиритуализации культа, также стали вегетарианцами (по
крайней мере, наиболее ригористичные и аскетичные из них; ср. манихейские сочине
ния Кефалайя, 129, 11—13 и Псалом 33, 20—21, где говорится о вегетарианстве мани
хейских избранных). Ср.: Тосефта, Сота, XV, 11—15. Ср. 2 Цар. 6:21, 13:14; Ис. 9:5, 22:21 ;Иов. 29:16. 228