История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
как указание на непрерывность и вечность восстановленной динас-
тии Давида (ср., например, 4QPB 1:1—4, 4QFlorl:10—13, 4Q504
(DibHama), 1—2, 4:5—8). Упоминаемый в 1QH 8:11 «плод» (פרי) «Побега» — это, воз-
можно, аллегория светского Мессии in actu. С другой стороны, этот
образ может быть понят в свете вышеупомянутого текста Пс. 132:11—
12 как аллегория «плода» «чрева» нового Давида, подразумеваю-
щая, что потомки последнего будут восседать на его троне во веки
вечные (ср. Иер. 33:21—22). Суммируя вышесказанное, можно заключить, что автор Бла-
годарственного гимна № 14, очевидно, уподобляет общину и ее ли-
дера соответственно «корню(ям)» (ср. CD 1:7103) и «Стволу» Иессея,
производящим давидический «Побег»; или, другими словами, он
как бы рассматривает Yahad в качестве нового Иессея104, который
породит и взрастит нового Давида (ср. Руфь 4:22, Матф. 1:6) «в ко-
нечные дай»105. (Ср. Ос. 3:5, Иер. 30:9 (см.также 30:21, 24(!)), 31:31—
35, Иез. 34:23—24, 37:24—25, 1 Макк. 2:56; ср. также Зав. Иу-
ды 24:3—6, где этот патриарх идентифицирует будущего Мессию-
Царя с «Побегом (о βλαστός) Бога Всевышнего» (4; маргинальная
глосса) и «Отростком (Отраслью) праведности (ράβδος δικαιοσ-
ύνης)»106 (6), а также предсказывает, что он произрастет (βλαστήσει
(6), variae lectiones άναβήσεται, γενησεται (ср. 24:5)) от «корня» (της
ρίζης (5)) и «ствола» (πυθμήν (5); varia lectio: πηγή (ср. 24:4)) его
(sc. Иудиных) истинных потомков. — «сынов во истине» (3).) В связи с кумранской аллегорией «Побега» (נצר) упомянем
иудаистскую секту 1Чаоара101-«насареев» [вар. Νασαρηνοί (Епифаний,
Панарион, XX, 3, 2), Ναζαραΐοι107]108 (отличную от иудеохристианс- 103 В данном пассаже Дамасского документа (созданного по смерти Учителя пра
Бедности) под שורש («корень») подразумевается Кумранская община, а под מטעת -
вероятно, «Мессия (от) Аарона и (от) Израиля», т. е. жреческий и светский Мессия
(см. ниже, гл. III, 6, § 2). 104 В раввинистической литературе Иессей представлен как великий истолкователь
Торы (В. Т. Иевамот., 76Ь) и как один из «восьми Мессианских князей среди люден
(נסיכי אדם)», упомянутых в Мих. 5:4 (В. Т. Сукка, 52Ь; ср. 7 Сам. 17:12). Ср.текслм
CD 6:3—11, 7:18—20 (ср. 4QPB, 1; IQFlor 1:11), согласно которым сектанты называли
себя «князьями» (שרים), а своего лидера, Учителя праведности, — «Разъясняющим
(Истолковывающим) Тору». 105 Ср., например, 4QF10r 1:10—13, 4QpIsa, 8—10,8—24, IQSa 1:1,2:11—12, 14, 20 106 Ср. Иер. 23:5, 33:15, 4QPB 1:3—4. 107 См.: Migne, PG, vol. 41, col. 257. 108 В связи с данными формами написания наименования общины ср. тот фак 1
что в Евангелиях по (от) Матфею и Иоанну и Деяниях апостолов употребляется 1<יך
мин Ναζωραίος, а в Евангелии по Марку — Ναζαρηνός. В Евангелии по Луке обознач 226