История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
взгляд, в сочинении «Панарион» (Анакефалайосис (Рекапитуляция),
I, 18, 1), где Епифаний замечает, что название «оссеи» (=«ессеи»)
означает иацсотатог («наиболее жаждущие (стремящиеся, страстно
желающие)» или "стремительные (нетерпеливые)")80. Грекоязычные
люди могли также связывать обозначения ,Eaaaioi/’Ecanvoi со ело-
вом воога (дорическая форма слова ouoia)81, означающим «сущ-
ность» (ср. лат. essentia), «имущество (собственность)» и, вероятно,
известным образованной публике по трактату Платона «Кратил»,
40182, ибо сектанты — ,Eooaioi/’Eoonvoi (лат. Esseni), очевидно, рас-
сматривались посторонними как люди, исследующие сущность
(£ooia, essentia) Бога и мироздания (ср., например: Филон, О том,
что каждый добродетельный свободен, 80; idem, О созерцательной
жизни, passim; Иосифу Война, II, 136; Нил, Трактат о монашеской
практике, 3; Суда, Е3123; ср. также кумранский текст 4Q416, 418
(Дети спасения и тайна бытия), fr. 8, fr. 10(!)) и приобретшие не-
тленное имущество (ср. 4Q416, 418, fr. 10(!); см. также выше). Теперь обратимся к рассмотрению ряда кумранских текстов,
содержащих, на наш взгляд, аллегорическое изображение общины,
дающей жизнь светскому Мессии. Так, эта концепция представлена
в Благодарственном гимне №5 (см.: 1QH3:7—12)83, где Учитель
описывает «Мессианские муки» своей секты, «порождающей» (/. е.
способствующей посредством своей благочестивой деятельности
приходу) «Чудесного советника с его мощью» (פלא יועץ עם גבורתו;
строка 10), .?с. идеального давидического Мессию-Царя (Князя), о
появлении которого предвещал Исайя (9:5: «Ибо младенец у нас
родился, сын дан нам; и будут (знаки) владычества на плече его, и бу-
дет назван он: Чудесный советник (פלא יועץ), Могучий бог (אל גבות),
Отец вечности (אביעד) и Князь мира (84(«(שר שלים. Автор Гимна —
мужчина, персонифицирующий Yahad («Единство»), состоящий из
мужчин (по крайней мере, главным образом), — сравнивает свои 80 Некоторые исследователи сомневаются в аутентичности Анакефалайосиса.
См. е. g.\ The Panarion of Epiphanius of Salamis, Book I (Sects 1—46), transl. by Fr. Wil-
UamSy Leiden 1987, p. XII. Cp.: Migne, PG, vol. 41, col. 172. 81 Возможно, это слово того же корня, что и еврейские יש и ישי (ср. санскр. "WSГ м. перс. [hastап), лат. esse). (См. е. g.: Gesenius, Lexicon.., 1978, р. 372.) И. М. Дьяконов высказывается против данной гипотезы. 82 Ср.: Goranson, "Essenes"..., рр. 485,496. 82 См. также 4Q428 (4QHb), fr. 2, 4Q432 (pap 4QH<), fr. 4, col. 1. 84 См. также: J. V. Chamberlain, Another Qumran Thanksgiving Psalm, JNES 14
(1955), pp. 39—41; fC StendahU Introduction and Perspective [in:] The Scrolls and the New
Testament, New York 1957, p. 12; A. Dupont-Sommer, £crits..., pp. 223, n. 4; 377; Goran־
sont "Essenes"..., p. 493. 221