История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
следует рассматривать лишь как вторичную и последующую ста¬
дию создания данного документа. Ряд исследователей видят в Ус¬
таве войны элементы селевкидской29 (а также маккавейской) военной
практики30. По мнению же А. М. Газова-Гинзберга, «военная сис¬
тема свитка в своих основных пунктах базируется на библейской
традиции и ее интерпретации»31. К жанру уставов можно отнести и т. и. Дамасский документ
(СО). Этот памятник был обнаружен еще в 1896 г. в Кембриджском
хранилище рукописей из генизы32 Каирской синагоги Езры, среди
рукописей секты караитов (караимов) С. Шехтером33. В настоящее
время опубликованы также все фрагменты данного документа из
4-й (4(20·*), 5-й (5<}0) и 6-й (6(}0) кумранских пещер. В то время
как упоминавшийся выше Устав (()Б) регулировал отношения сек¬
тантов, обитавших в ессейской «метрополии» — Хирбет-Кумране
(и, вероятно, также в поселениях Айн-Фешха и Айн эль-Хувейр),
Дамасский документ, по-видимому, был создан для регламентации
жизнедеятельности конгрегаций кумранско-ессейского толка, про¬
живавших в различных городах, «станах» и поселениях Иудеи (а,
возможно, и за ее пределами)34. Условное наименование дамас¬
ский» данный документ получил потому, что в нем упоминается о
временном проживании кумранитов в этом сирийском городе. Самым большим из обнаруженных до настоящего времени кум¬
ранских манускриптов является т. н. Храмовый свиток (1 К^ТаО2־)
(длина— са. 9 м), !!(}Ть, 11(ЗТС; см. также 4(}364—36535), содер¬ 29 Селевкиды — царская династия (305/304—64 гг. до н. э.); наследники полковод¬
ца Александра Македонского Селевка I Никатора (ок. 356—281 гг. до и. э.), основав¬
шего Селевкидское царство. Около 100 лет Селевкидам удавалось держать под конт¬
ролем огромную территорию от Малой Азии и Сирии до Индии. 30 См., например: Я. Я. Rowley, The Kittim and the Dead Sea Scrolls, PEQ 88 (1956),
pp. 92—109; К M. T. Atkinson, The Historical Setting of the "War of the Sons of Light and
the Sons of Darkness", BJRLM 40 (1958), pp. 272—297; M. H. Segal, The Qumran War
Scroll and the Date of its Composition, SH 4 (1958), pp. 138—143; M. Treves, The Date of
the War of the Sons of Light, VT8 (1958), pp. 419—424. Cp. также: A. Dupont ·Sommer,
Aper^us pr&iminaires sur les manuscrits de la mer Morte, Paris 1950, pp. 39—44,97f. 31 The Structure of the Army of the Sons of Light, RQ 18 (1965), p. 175. Cp.:
J. Carmignac, Les Kittim dans la "Guerre des Fils de Lumi&re contre les Fils de T6n£bres",
NRTh 7 (1955), pp. 737—748; M. Burrows, The Dead Sea Scrolls, New York 1955, p. 205. 32 Хранилище старых и вышедших из употребления рукописей и книг. 33 См.: S. Schechter, Fragments of aZadokite Work, Cambridge 1910. 34 Cp. также 4QOrdinancesa*c (4Q159,4Q513—514). 35 См.: B. Z. Wacholder, The Fragmentary Remains of 1 lQTorah (Temple Scroll):
UQTorahb and llQTorahc plus 4QparaTorah Integrated with 1 IQToralF, HUCA62 22