История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
рейское имя ישעי [У1§‘Т] передается в 1 Хр. 5:24 как ’160081 (так же
пресвитер Лукиан (погиб в 312 г. и. э.); ср. 1 Хр. 2:31 (Алексацдрий-
ский кодекс) — ’18081), а в 1 Хр. 4:20 как ״Е<; (очевидно, пропущено
окончание). Не исключена также возможность, что греческие обозначе-
ния ’Еооаю1/’Еоа1рчп возникли в результате транслитераций тех же
двух вышеупомянутых арамейских обозначений секты, но произве-
денных от арамейско-сирийской формы написания имени Иессей —
65(אשא) אישי , засвидетельствованной, в частности, среди надписей
на самарийских остраках, в 1 Хр. 2:13 и Пешитте. (Такого рода
конструкции с «дополнительным» «’алефом» перед «йодом» были ши-
роко распространены в т. и. еврейско-палестинском арамейском65 66.)
В качестве параллели к такой транскрипции первого слога можно
указать на транслитерацию Иосифа Флавия и Оригена еврейского
слова 1’] אשהШЬ] («женщина») как ёааа (Древности, I, 36), 8ааа
(Послание к Африкану, I, 82, 8467). Упомянем также имя איתיאל
[’М’ё1], которое в ряде греческих переводов еврейской Библии пере-
дается как ’ЕвщХ, (Аквила и Теодотион (II в. и. э.) в Прит. 30:1; Лу-
киан в 2 Ездр. 21 (Неем. 11 ):7); ср. также транслитерации арамейс-
кого эквивалента имени УКау — ТИау (68 69((איתי =) אתי в Септуагин-
те (’Е00б1, ’ЕаОае!) и у Иосифа (’Е(о)0а1о; (Древности, VII, 233) и
״Е01 (от איתי (?!); Древности, VII, 201)). Заметим также, что средне-
вековые еврейские ученые транскрибировали греческое ’Е00а101 как
69 איסיאי (ср. совр. ивритское איסיים («ессеи»))70. 65 См.: Gesenius* Hebrew-Chaldee Lexicon to the Old Testament, transl. into English by
S. P. Tregelles, Grand Rapids, Michigan 1978, p. 41. Cp.:#. Bauer, Die hebraischen Eigen-
namen als sprachliche Erkenntnisquelle, ZAW 48 (H. 1), 1930, S. 77; G. Kdnig, Lehrgeb&ude
der hebraischen Sprache, Leipzig 1895, II, S. 460. Ср. также: J. K. Stark, Personal Names in
Palmyrene Inscriptions, Oxford 1971, p. 67. Написание אשא засвидетельствовано среди надписей на остраках из Самарии.
См.: М. Noth, Die israelitischen Personennamen im Rahmen der gemeinsemitischen Na-
mengebung, Stuttgart 1928, SS. 38,138, 238. Ср. слово того же корня— איש\אש\יש ("опта", "esse"). Ср. также имена אשיהו
יש\אש =) yhwh (ср. Быт. 28:16; Исх. 17:7; Суд.16:אש\יש בעל=)אשבעל,«3ו). 66 См.:Dalman, Grammatik..., S. 100. Ср., например, написания имен: איסי\יסי
[(,)IssI],איסה\יסה [(’)Issah]; ср. также:יסי [YassI]/^ [,Assl]. 67 Migne, PG, vol. 11, col. 77. См. также: Origenis Hexaplorum quae supersunt,
F. Field (ed.), Oxonii 1875, p. 15. 68 По поводу данного имени см.: Bauer, Eigennamen..., S. 77; Geseniust Lexicon...,
1978, p. 41; W. Kornfeld, Onomastica aramaica aus Agypten, Wien 1978, S. 41. 69 E. g. Azariah dei Rossi, Me’or..., pp. 90—97. 70 В древнем сирийском переводе «Церковной истории» Евсевия (конец IV в.) тер-
мин ,Eooaioi передается как ’essa*e. См .:Adam, Berichte..., 1961, S. 2. Ср. форму («ессены») в «Сирийском лексиконе» Абу-ль־Хассана Бар Бахлуля (X в.). 218