История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ранними иудеохристианскими аскетами (ср.: Евсевий, Церковная
история, II, 16—17); и он попытался обосновать на основе генеало-
гии Иисуса, почему те, кто пришел к вере в Христа, могли назы-
ваться в честь имени отца Давида «иессеями» до того, как они ста-
ли называться «христианами»60. Судя по сообщению Епифания об ’18000101, эта форма найме-
нования секты была также употреблена в рукописях работ Филона
Александрийского, которые он читал (5, 1—3). Написание ,Ieooaioi
встречается также в «Трактате о монашеской практике», 361 Нила
Аскета, рассматривавшего (и)ессеев как дохристианскую еврейскую
секту и связывавшего этимологию данного наименования с их со-
зерцательным образом жизни62. Обозначение ,Ieooaioi, возможно, является транслитерацией
первоначального еврейско-арамейского наименования секты, произ-
веденного от имени Иессей (Yls(S)ay)63, которое могло ex hypothesi
писаться (с арам, окончанием st. det. (emph.)) как (יש(י)א(י [Ylsa-
ye/Ylsa’e/Ylsaya (?)]64. Что касается наиболее распространенных гре-
ческих форм написания названия секты — ,Eooaioi/’Eoonvoi, то, как
кажется, можно предположить несколько лингвистических возможное-
тей их происхождения. Так, эти греческие формы могли возникнуть
в результате альтернативной транслитерации того же арамейского
обозначения (יש(י)א(י (в st. abs. ישיין\ישאין [YlSa’In/Ylsayyln]), осуще-
стеленной независимо от принятой в Септуагинте традиции напи-
сания имени ישי [YlSay] (Иессей) как ’Ieooai (а возможно, еще до
греческого перевода Пророков, осуществленного в Египте). В каче-
стве параллели можно указать на имя ישפה [Y1§pah; 1 Хр. 8:16], ко-
торое в ряде рукописей Лукиановой рецензии Септуагинты (послед-
няя четверть III в. н. э.) транслитерируется как Теофй, а в Алексан-
дрийском (V в. н. э.) и Венецианском (VIII—IX вв. н. э.) кодексах
как ,Еосрах. Здесь уместно упомянуть, что то же имя, встречающееся
в 1 Хр. 8:22 в форме ישפץ [YiSpan], транскрибируется в последнем
кодексе как ,!еафау. Или, например, в Александрийском кодексе ев¬ 60 Этимология «иессеев» от имени «Иисус» рассматривалась Бпифанием как вто¬
ричная и менее вероятная (4, 9—10). 61 Migne, PG, vol. 79, col. 722. Yana lectio: ,Eooatoi. Cm.: Georgii Monachi Chronicon,
ed. by C. de Boor, I, Leipzig 1904, SS. 343—345. « Cp.: Suda, E 3123. 63 По поводу написания Yl§§ay см.: Lagardey Uebersicht, S. 97. 64 По поводу данных форм окончаний см., например: S. Segert, Altaramaische
Grammatik, Leipzig 1975, S. 191; G. Dalman, Grammatik des jfldisch-palastinischen Ara-
m&isch, Darmstadt 1960, S. 194. Cp.: F. Rosentahl, Die Sprache der palmyrenischen In-
schriften und ihre Stellung innerhalb des Aramaischen, Leipzig 1936, SS. 76f. 217