История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
5. ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «ЕССЕИ» В СВЕТЕ КУМРАНСКОЙ МЕССИАНСКОЙ ДОКТРИНЫ К вопросу, связанному с кумранским учением о том, что Сам
Господь Бог явится небесным духовным Отцом Мессии-Царя (Князя),
мы еще обратимся ниже; в данном же разделе мы попытаемся пока-
зать на основе анализа ряда кумранско-ессейских текстов, что при
жизни Учителя праведности сектанты рассматривали свое сообще-
ство— יחד [УаЬа<Ц (сущ.м. р., букв. «Единство»; наиболее часто
встречающееся самоназвание Кумранской общины)— в качестве
потенциального духовного земного отца светского Мессии, кото-
рый, как они ожидали, появится «в конечные дни» именно в их сре-
де благодаря их благочестивой деятельности и богоугодным уст-
ремлениям; или же, используя кумранскую аллегорическую «расти-
тельную» терминологию, можно сказать, что общинники, по-види-
мому, полагали свою секту «садом», «производящим» «плод» в виде
прихода Мессии-Царя (Князя), «корнем(ями)» и «стволом» Иессея,
дающими жизнь «святому» давидическому «Побегу»; другими ело-
вами, члены Кумранской общины, как кажется, рассматривали свой
УаЬаё как олицетворение нового Иессея, который породит и взра-
стит нового Давида. А так как Кумранская конгрегация, очевидно,
положила основание ессейскому движению, нам представляется
возможным предположить, что обозначение «ессеи» (Έσσαΐοι/Έσ-
σηνοί (,Εσηνοί), ,Ιεσσαΐοι, Όσσαΐοι/Όσσηνοί)56 могло быть произведе-
но от имени отца царя Давида — Иессея (евр.-арам. ,אשא ,אישי) ישי
ישא); греч. Ίεσσαί, Ίεσαί (Ис. 11:1; Синайский кодекс (IVв.)57),
,Ιεσσαΐος (Иосиф Флавий, Древности); лат. Ιεεί, Ιβεεβ58 (Вульгата)). Этимология данного обозначения от имени Иессей была
предложена Епифанием в сочинении «Панарион» (XXIX, 1, 4; 4, 9).
Этот автор полагал, что иессеи (= ессеи) (включая их египетскую
ветвь — т. н. терапевтов [θεραπευταί; «служители», «почитатели»
(зд. яс. Бога) или «врачи», «врачеватели» (зд. яс. душ)59 ]), описан־
ные «в трактатах (ύπομνήμασιν) Филона», и, прежде всего, «в его
книге "Об иессеях" (περί Ίεσσαίων)» (5, 1), были не кеми иными, как 56 В древнеармянском переводе трактата Филона «О созерцательной жизни» наи¬
менование «ессеи» передано как 2.buubuijj» [Hesseayk‘]; по мнению А. Г. Периханян,
это слово является транслитерацией греческого ,Eooatoi. 57 Синайский кодекс — самый древний (наряду с Ватиканским кодексом) из до¬
шедших до нас унциалов, содержащих текст Септуагинты и Нового Завета. 58 В связи с данной формой написания этого имени ср.: Р. de Lagarde, Uebersicht
iiber die im Aramaischen, Arabischen und Hebr&ischen tibliche Bildung der Nomina, Gdttingen
1889, S. 44. $9 Ср.: Филон, О том, что каждый добродетельный свободен, 75. 216