История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
вида" (Ам. 9:11). Это "павш[ая] скиния Давида" (היאה סוכת דויד
הנופלנת]), [ко]торый появится (א]שר יעמוד] (глагол в м. р.); имеется в
виду Давид, точнее, новый Давид. — И. Т.), чтобы спасти (להושיע)
Израиль». Во втором тексте мы читаем: «Когда (или: "если".—
И. Т.) [Бог] породит Мессию (ус. "Мессию Израиля" (см. К^а 2:
19); אם יוליד [אל] אנת] המשיח— И. Т.), вместе с ними (зс. вместе с
"именитыми людьми", "созываемыми на заседание" (Н^За 2:11).—
И. Т.) пусть войдет (также) [Священник (см. 1()8а 2:19. — И. Г.)] —
глава всей общины Израиля...» В последнем пассаже содержится
явная реминисценция Пс. 2:6—7: «"Я помазал царя (имеется в виду
Давцд. —И. Т.) Моего над Сионом, святою горою Моею". Я (имеется
в виду Давид. — И. Т.) возвещу постановление Господа; Он сказал
мне: "Ты сын Мой (מי; ср. Пс. 2:12. — И. Т.); Я сегодня породил те-
бя (ילדתיך)"». (Ср. также Пс. 89:26—27.) Заметим, что тексты
2 Сам. 7:14— 1 Хр. 17:13 и Пс. 2:7 рассматриваются в Деян. 13:33,
Евр. 1:5 и 5:5 как относящиеся к Иисусу. Аллюзию на Пс. 2:7 можно
усмотреть в текстах Матф. 3:16—17, Мк. 1:10—11 и Лк. 3:21—22,
согласно которым по нисхождении на Иисуса во время крещения в
Иордане Святого Духа (в виде голубя; ср. 4(2А11А = 4<2Те51Ье\т1,
&. 24, I—II, 4, где «голубь» (יובא), возможно, олицетворяет Святой
Дух), глас с неба возвестил: Сей (или: "Ты"; Мк. 1:11, Лк. 3:22.—
И. Т.) есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
(Ср.: Ин. 1:31—34, 5:37; ср. также: 2 Пет. 1:17.) А в апокрифическом
Евангелии эбионитов54 непосредственно вслед за этими словами
следует: «...в этот день Я породил тебя» (!) (см.: Епифаний, Панари-
он, XXX, 13, 6); т. е. человек Иисус становится Сыном Божиим в
момент нисхождения на него Святого Духа. Последняя идея импли-
цитно выражена и в т. н. Евангелии евреев (см: Иероним, Коммен-
тарии на Пророков, комментарий на Ис. 11:2), а также, согласно (Иевуса), которая после завоевания ее царем Давидом была переименована в Ир Да¬
вид («Город Давида»). Наименование «гора Сион» относится в Писании к Храмовой
горе (впоследствии, однако, это название ошибочно закрепилось за возвышенностью,
прилегающей к юго-западному углу Старого города). В эпоху Второго Храма Храмо¬
вую гору стали отождествлять с горой Мориа (см. 2 Хр. 3:1), куда Авраам взошел для
принесения в жертву своего сына Исаака (ср. Быт. 22:2ГГ.). Напомним, что, согласно
древней традиции, основывающейся на тексте Иоил. 4:2, 12 (ср. Зах. 14:4), именно в
долине Иосафата (букв. «Господь судил» или «Господь будет судить») у подножия
Масличной (Елеонской) горы начнется воскресение мертвых в Конце дней, и именно
здесь Господь Бог будет вершить Свой Суд над всеми народами. Вплоть до настояще¬
го времени глубоко религиозные евреи всего мира покупают себе место для захороне¬
ния на западном склоне Масличной горы. 54 Эбиониты — иудеохристианская секта. 214