История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Судя по тексту Свитка войны, кумраниты рассчитывали, что
под предводительством светского Мессии и при непосредственной
поддержке и помощи Воинства Небесного им удастся создать к
Концу дней большую переднеазиатскую империю с центром в
Иерусалиме. (Ср. 40рка, 8—10, 18—20, 1 Ен., 90, Пс. Сол., 17; ср.
также: 1 Ен. 62:4—9; Филон, О жизни Моисея, I, 289—291; Иосиф,
Война, Предисловие, 2; VI, 312; Тацит, Истории, II, 78; V, 13; Све-
тоний, Нерон, 40; Веспасиан, 4.) Помимо военных функций, светский Мессия будет осуществ-
лять функции судии народа (40р15а, 8—10, 11—24; Ис. 11:1—3;
4(^285,1г. 7; К^БЬ 5:20—29). Эта его деятельность будет находиться
под строгим контролем священства. (Ср. е. g. 40р18а, 8—10, 21—24:
«...И как они (ус. "именитые священники".— И. Т.) научат его
(יורוהו), так он и будет суд ить, и по устам их (т. е. по их команде. —
И. Т.) [он будет решать дела]...»; ср. также 11С)Т 56:20—57:2,
58:18—21.) В целом, вся деятельность Мессии-Царя (Князя) будет
регламентироваться т.н. «Статутом царя» (11()Т (Храмовый сви-
ток) 56:12—58:21, 59:13—21 (текст явно стилизован под Втор. 17:14—
20; ср. СБ (Дамасский документ) 5:1—2, где цитата из Втор: 17:17 —
11(ЗТ 56:18 отнесена не к «царю» (как в оригиналах), а к «князю»).) Особое внимание хотелось бы обратить на кумранскую док-
трину, в соответствии с которой светский Мессия — новый Давид
рассматривался как духовный сын Божий. Это представление эксп-
лицитно выражено в текстах Флорилегиума (4(2Пог) 1:10—13 и
Двух колонок (К^Ба) 2:11—12. (Ср. 4()Ме88 аг 1:10, 40246 (рвОап'* 1);
см. также ниже, гл. III, 6, § 4.) В первом пассаже говорится: «"[И
воз]вестил тебе Господь, что Дом (т. е. Храм. — И. Т.) построит те-
бе (в оригинале имеется в виду Давид. — И. Т.) (2 Сам. 7:11). И Я
восстановлю семя твое после тебя и воздвигну трон его (т. е.
"семени" Давида. —И. 71) царства навеки (2 Сам. 7:12—13). Я буду ему
(имеется в виду Соломон. — И. Т.) Отцом (אב), а он будет Мне сыном
(2) "(בן Сам. 7:14— 1 Хр. 17:13). Он— Отпрыск (или: "Отрасль".—
И. Т.) Давида, который появится (букв.: "встанет"; העומד — И. Т.) с
Разъясняющим Учение (т. е. с Учителем праведности.— И. Т.),
[чтобы править] на Си[оне в конечные дни (или: "[в Ко]нце
дней". — И. Г.)53, как написано: "Я подниму павшую скинию Да¬ 53 Не потому ли впоследствии гробница Учителя праведности — Цадока была вы¬
тесана в долине Иосафата, рядом с Храмовой горой — Сионом? (См. гл. II, 2, § 2, III.)
Ср. Ис. 2:3,59:20—21 (!), 62:11 (!), Ам. 1:2; ср. также Рим. 11:26, Евр. 12:22, Отк. 14:1 (!). Под названием Сион (Цион), значение которого неизвестно, в Библии (2 Сам. 5:7; 1 Хр. 11:5) первоначально подразумевалась лишь крепость иевуситского Иерусалима 213