История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
4QpIsa, 5—6, 3, 4Q285, fr. 6, 2, 6, 10, fr. 7, 4)) — «Отростка от ствола
Иессея (отца Давида. — И. Т.) и Побега от его корней» (Ис. 11:1 —
4QpIsa, 8—10, 11; 4Q285, fr. 7, 1—2; ср. lQSb 5:20—29), «Отпрыска
(Отрасли) Давида» (llQFlor 1:11, 4QPB, 1:3—4, 4QpIsa, 8—10, 17,
4Q285, fr. 7, 3—4; ср. Иер. 23:5, 33:15, Зах. 3:8, 6:12)— кумраниты,
прежде всего, связывали освобождение Иудеи от иноземного ига и
полный разгром «киттиев Ассирии», возглавляемых «царем» (QM,
4QpIsa) — ex hypothesi Антиохом IV Епифаном (=«Глава (или: "Яд")
царей Йавана», «Глава аспидов»— «змиев» (или «драконов»;
תנינים) CD 8:9—12, 19:22—25; «Дракон» Пс. Сол. 2:29 (ср. Зав. Аси-
ра 7:3); см. также выше, гл. II, § 4, III и § 5). Судя по 4QpIsa, 8—10, 20,
глава «киттиев Ассирии» отождествлялся сектантами с главой «Ма-
гога»50 (ср. Иез. 38:2, 39:6 и Отк. 20:7; ср. также Быт. 10:2, 1 Хр. 1:5).
Не исключена возможность, что именно Антиох IV Теос («Бог»51)
Епифан подразумевается Учителем праведности в 1QH3:6—18
(Благодарственный гимн № 5) под «Змием» (אפעה) — Антимессией
(Антихристом; ср. Оракулы Сивиллы, II, 167—168, III, 63—67, IV,
137—138, V, 29, 215—219, VIII, 88, 157; Отк. 12:1—17, В. Т.Шаб-
бат, 118а, Санхедрин, 98Ь; ср. также 1 Ин. 2:18, 22, 4:3, 2Ин. 1:7),
«порожденным» царящим вокруг «нечестием» и противопоставляе-
мым «Чудесному советнику» (Ис. 9:5) — давидическому Мессии,
который вот-вот должен «родиться» в недрах общины праведни-
ков52. (Ср. Дан. 8:10—12, 11:36, Пс. Сол. 2:29, Завещания Иуды 25:3,
Дана 5:10, Левин 18:12; ср. также 2 Бар. 40:1—2, Матф. 25:41, Отк. 13,
17.) Возможно также, что Антиох IV рассматривался кумранитами
как воплощение Велиала (вар.: Велиар (= Сатана (?); ср. Зав. Аси-
pal:i (ср. Пс. 74:13, Апокалипсис Илии 3:94), Вознесение Исайи 1:9
(эфиоп, и греч. версии), 2:4, 7, 2 Кор. 6:15)), его земная ипостась.
(Ср. Оракулы Сивиллы, III, 63—67, Вознесение Исайи 4:2—3). 50 «Магог»— таинственный северный народ (страна), упоминаемый в
кн. Иезекиила (38:2, 39:6); в апокалиптической литературе его нашествие на Иудею
рассматривается как знамение близости мирового катаклизма и наступления Конца
дней. В раввинистической теологии «Гог» и «Магог» — это те, кто восстал против Бо¬
га и Его Мессии. (Подробно об этом см. в: Volz, Eschatologie..., SS. 175—80.) В Оракулах Сивиллы, III, 319 под «Гогом и Магогом» с берегов «рек эфиопских»,
возможно, подразумеваются нубийские отрады в армии Антиоха IV Епифана, при¬
шедшие с ним из Египта и участвовавшие в разграблении Иерусалима и осквернении
Храма. (См.: Charles, Pseudepigrapha..., vol. II, р. 384.) Ср. Оракулы Сивиллы, III, 512. 51 Одно из наиболее часто встречающихся наименований Антиоха IV. См., на¬
пример: Бикерман, Государство..., сс. 221—240. 52 Об образе Анггимессии в 1QH 3:6—18 см. в: Driver, Scrolls..., рр. 486—491. 212