История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
άνάζει χριστού αύτου; Пс. Сол. 18:6). В связи с обозначением адептов
жреческого Мессии как δσιοι («благочестивые») напомним, что
Филон Александрийский в своих сочинениях «О том, что каждый
добродетельный свободен» (XII, 75) и «Апология», (1) возводит
наименование «ессеи» (έσσαΐοι) именно к этому термину. (Не путать
«благочестивых» (חסידים) ессеев и «благочестивых» (חסידים) рабба-
нитов (= «хасидеи» (,Ασιδαΐοι) 1 Макк. 2:42, 7:12—13, 2 Макк. 14: 6);
ср. И. Т. Бава Кама, III, 3, Недаром, I, 2 и др. и Терума, VIII, 4, где
חסידים הראשונים («первые благочестивые») — это, вероятно, прото-
ессеи, а משנת חסידים («Мишна (״,Второзаконие״; букв, ״повторение״)
благочестивых») — возможно, кумранская Тора.) В связи с отождествлением исторического Учителя праведно-
сти со жреческим Мессией обращает на себя внимание также еле-
дующее замечание Исидора Севильского, зафиксированное в его
труде «Этимологии», VIII, 5, 5: «Ессеи говорят, что сам Христос
(зд.: ״Мессия״ ,״Помазанник״.— И. Т.) был тем, кто научил их
(ipsum esse Christum qui d о с и i t illos; разрядка моя. — И. Т.) вся-
ческому воздержанию». (Аналогичная фраза, относящаяся к
«иудейским еретикам» — ессеям, встречается также в сочинениях:
Псевдо-Иероним, Маленький перечень ересей, I; Гонорий, Об ерети-
ческих книгах, III.48) Дополнительные факты, свидетельствующие в пользу отож-
дествления Учителя праведности Кумранской общины со жречес-
ким Мессией будут приведены ниже; здесь же заметим, что сектант-
ская идея о совмещении одним лицом функций пророка и Мессии-
Первосвященника находит свою параллель в раввинистической ли-
тературе (см., например: Мидраш Техиллим, XLIII, 2; Песикта Раб-
бати, IV, 13а; VIII, 13с; Тарг. Пс.-Ионафана на Втор. 30:4), где
пророк Илия одновременно рассматривается и как жреческий Мес-
сия. В этой связи укажем также на тот факт, что исторический
Иисус рассматривался своими адептами одновременно как пророк,
подобный Моисею (см., например: Матф. 11:3, 21:11, 46, Лк. 7:16,
24:19, Ин. 6:14, 7:40, Деян. 3:20—23), и Мессия-Царь. Самаритяне
полагали и полагают, что светским Мессией (ta’eb) будет Моисей
redivivus49. В связи с последним верованием отметим, что пророк
Моисей в качестве светского правителя евреев назван во Втор. 33:5
«царем Израиля». 48 Тексты приведены в издании: Adam, Benchte..., S. 59. 49 См.: Driver, Scrolls..., p. 467. 210