История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
бриональный период в истории Кумранской общины»24 и содер-
жащий, в частности, т. и. «Учредительный манифест» движения
(1QS 8:1—16а, 9:3—10:8)25. Ядро Устава, а также заключающий
данное произведение гимн (1QS 10:8—11:22) были, на наш взгляд,
созданы основателем и духовным главой общины, фигурирующим
в 1QS 3:13, 9:12, 21 под обозначением משכיל («Мудрый (руководитель)»; букв. «Вразумляющий»; см. также ниже, гл. II, 1,
§ 2, IV). Многие исследователи полагают, что автором Устава (или
отдельных его частей) являлся кумранский лидер, упоминаемый в
рукописях под наименованием Учитель праведности (26(מורה הצדק . К данному документу примыкают т. и. текст Двух колонок
(lQSa), или Устав общины Израиля (т. е. Кумранской обшины. —
И. Т.) в конечные дни (т. е. накануне Эсхатона) и Устав (или, точ-
нее, сборник) благословений (lQSb) членов Кумранской конгрегации,
Первосвященника и «Князя общины», которые должен был произ-
носить משכיל («Вразумляющий»). Кумранитами был создан также т. и. Устав (или Свиток) войны
(1QM, 1QM33, 4QMa־f; см. также 4Q497, 4Q285), предназначавший-
ся для регламентации жизнедеятельности «сынов Света», т. е. об-
щинников, в период предполагаемой сорокалетней войны с «сына-
ми Тьмы», т. е. с нечестивцами из иудеев и окрестными язычника-
ми. Большинство исследователей усматривало в Свитке войны эле-
менты военной теории и практики римской армии периода поздней
Республики или ранней Империи27. Однако после опубликования
наиболее ранней рукописи Свитка — 4QMC, палеографически да-
тируемой первой половиной I в. до н. э.28, стало очевидным, что влия-
ние римской военной системы (если таковое вообще имело место) 24 Определение П. Гильбера. См.: J. Carmignac, Р. Guilbert, Les Textes de Qumran:
Traduits et annotOs, Paris 1963, pp. 14f. 25 См., например: J. Murphy-O'Connor, The Essenes and Their History, RB 81 (1974),
pp. 215—244; F. M. Schweitzer, The Teacher of Righteousness [in:] Papers on the Dead Sea
Scrolls Offered in Memory of Jean Carmignac, ed. by Z. J. Kapera, QM 3 (1991), pp. 53—80. 26 См., например: J. T. Milik, Dix ans de dScouvertes dans le Desert de Juda,
Paris 1957, p. 35; Carmignac, Guilbert, Textes..., p. 14; Dupont-Sommer, Merits..., pp. 86—
87; Schweitzer, Teacher..., pp. 53—97. 27 См., например: Y Yadin, The Scroll of the War of the Sons of Light Against the
Sons of Darkness, Jerusalem 1957, passim; 0. Eissfeldt, Einleitung in das Alte Testament,
3. neubearbeitete Aufl., Tflbingen 1964, S. 887; G. Jeremias, Der Lehrer der Gerechtigkeit,
Gdttingen 1963, SS. 38—74; Dupont-Sommer, ЁсгНб..., pp. 351—360; G. Vermes, The Dead
Sea Scrolls in English, Harmondsworth 1984, pp. 65, 122—124; Driver, Scrolls..., pp. 168—
225. 28 Baillet, Grotte 4..., p. 50; cp.: D. Dimant [Rev. of:] B. Nitzan, Pesher Habakkuk, Jeru¬
salem, 1986 (Hebrew). — RQ 48 (1987), p. 600. 21