История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ция Ис. 52:7 (ср. также Me. 40:9, 41:27). Так, в первом пассаже Тре-
тъе(Трито)-Исайя восклицает: «Дух Господа Бога на мне, ибо по-
мазал (משח; разрядка моя.— И. Т.) меня Господь благовество-
вать нищим (или: "кротким"; לבשר ענוים. —И. Г.),... провозглашать
пленным свободу и (LXX:) слепым прозрение» (ср. Матф. 11:5,
Лк. 4:18; ср. также Ис. 42:6—7, 49:6 и CD 1:9—11 (!), 1QH4:27 (!),
7:24, lQSb 4:27); в тексте Ис. 52:7 о «Рабе» Господа (?) говорится:
«Как прекрасны на горах ноги благовесгника, возвещающего мир,
благовесгвующего доброе (מכשר טוב), возвещающего спасение...»
(ср. 1QH 18:11; 4Q428 (4QHb), fr. 9,1. 4, 4Q432 (pap 4QH<), fr. 3, 1. 4,
CD 2:12—13; ср. также lQSb3:6, 4Q521, fr. 2ii+4, 12; ср. также
Рим. 10:15). Судя по 1 lQMelch (Мидраш Мепхиседека) 2:4, 6, 9—19,
24—25 и 4Q521 (Мессианский апокалипсис), fr. 2ii+4, 8, 12, оба
приведенных текста из книги Исайи истолковывались в Кумране
как относящиеся к Мессии (המשיח). Отметим также, что, согласно
Матф. 11:5 и Лк. 4:17—21, Иисус экстраполировал содержание
стихов Ис. 61:1—2 на себя44. (Ср. также Мк. 1:13—15, где говорится
о том, что после пребывания в пустыне со «зверями» (=кумра-
ниты (?); см. выше, гл. II, 3, I) «Иисус пришел в Галилею, провозг-
лашая благую весть (евангелие) Божью (тб еиаууШоу тов Особ)».) Как было отмечено выше, Учитель праведности неоднократ-
но называет себя в Благодарственных гимнах «Рабом», на которо-
го Господь «возложил Свой Святой Дух» (см. е. g. 1QH 7:6—7,
13:18—19, 14:25, 17:26), что, по-видимому, является аллюзией на че-
тыре «Песни Раба Господа» из Второ-Исайи45 (Ис. 42:1—4(9),
49:1—6(7), 50:4—9, 52:13—53:12; ср. также: 41:8, 42:1—25, 44:1—2,
21—22, 26, 50:10, 51:16, 52:7, 61:1—3). Судя же по 4QAhA =
4QTestLevid (арамейский вариант Завещания Левия), passim, «Пес-
ни Раба» рассматривались кумранитами как относящиеся к жре-
ческому Мессии46. Еще одним аргументом в пользу того, что исторический
Учитель отождествлялся с Мессией может служить следующее со¬ 44 В раввинистической литературе «благовестите» из Ис. 52:7 отождествляется с
Мессией-Царем. См. е. g.: J.A. Fitzmyer, Further Light on Melchizedek from Qumran
Cave ll,JBL86(1967),p. 30. 45 Подробно об этом см. в: Dupont-Sommer, Ecrits..., pp. 371—379. 46 Cp.: Puech, Apocryphe..., passim. Тексты 4QAhA = 4QTestLeviii, llQMelch и 4Q521 (Мессианский апокалипсис), на
наш взгляд, созданы по смерти Учителя праведности; однако, судя по 1QH (особенно,
4:27—28 (ср. lQSb 4:24—27), 7:20—26), идея о том, что Песни Раба Господа из Второ-
Исайи и пассаж Ис. 61:1—3 относятся к жреческому Мессии, скорее всего, выкристал¬
лизовалась еще при его жизни. 208