История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Таким образом, автор(ы) Храмового свитка (11QT), Свитка
войны (QM и 4Q285 (?)) и текста Двух колонок (lQSa) рассматри-
вает(ют) появление жреческого Мессии как событие, имеющее мес-
то до Эсхатона (ср. 1QM 2:1—6, 11QT 29:9—10, lQSa 2:11—12; ср.
также 1 Ен., 90, Зав. Левин 18:2—14). Сектантская Тора — Храмовый свиток, Свиток (Устав) вой-
ны и Текст Двух колонок были созданы в тот период, когда Кум-
райскую общину возглавлял Учитель праведности. Скорее всего,
эти важные документы были написаны им самим40 или, по крайней
мере, при его непосредственном участии. Логично предположить,
что именно этот жреческий глава общины («первосвященник» «свя-
тилшца человеческого») и претендовал на роль упоминаемого в
11QT, 1QM и lQSa жреческого Мессии и был признан в качестве
такового своими адептами. В пользу этого говорит, на наш взгляд,
следующее. В Комментарии на Псалом 37-й (4QpPs 37) 3:15 истори-
ческий Учитель праведности обозначен как «священник» (הכוהץ).
(Ср. 4Q173, fr. 1, 5.) Как показали Р. де Во41 и X. Штегеманн42, слово
הכרהץ (в абсолютном состоянии, с определенным членом) повсемест-
но употребляется в Библии в качестве «титулярного» обозначения пер-
восвященника. Термин הכוהץ использован для обозначения перво-
священника в lQpHab 8:16 и 11:12 (ср. 4QpH0sa, fr. 2, 3). Просто «свя-
!ценниками» именуются первосвященники-садокиды в Сир. (евр.)
51:12:1Х и первосвященники-Хасмонеи в lQpHab9:4 и 4QpNah 1:11.
«Священниками Бога Всевышнего» названы хасмонейские перво-
священники в Завещании Моисея 6:1—2, «Древностях» Иосифа,
XVI, 163, В. Т. Рот Хашшапа, 18Ь (ср. Быт. 14:18, Пс. 110:1—4, В. Т. Суккау 52Ь (в т. ч. Мюнхенскую рукопись)). В свете сказанно-
го можно предположить, что в 4QpPs37 так же, как и в lQSa 2:19
(ср. 12), термин הכוהן употреблен в значении «Первосвященник» —
жреческий Мессия. Поскольку, как было отмечено выше, священники садокид-
ской линии занимали главенствующее положение в Кумранской
общине (см. е. g. 1QS 5:2, 9, lQSb 3:22, lQSa 1:2, 24), можно с уверенно
стью говорить о том, что ее лидер был священником-садокидом, и
это обеспечивало легитимность его первосвященнических притязаний. 40 Ж. Карминьяк приписывает авторству Учителя Свиток войны и Текст Двух ко
лонок. (Textes..., 19бЗ,р. 32идр.). 41 Les institutions de l’Ancien Testament, vol. II, Paris 1960, p. 267. 42 Entstehung..., S. 102, Anm. 328—329. См. также: Murphy ·O'Connor, Essenes.
p. 229. Ср., однако: M. Wise, The Teachei4 of Righteousness and the High Priest of the
tersacerdotium: Two Approaches. — RQ 56(1990), pp. 587—613. 206