История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
II Как было отмечено выше (гл. II, 1, § I, III и VI), кумраниты
уже в начальный период существования своей общины рассматри-
вали ее как некий духовный храм («святилище человеческое»
(4 ;מקדש אדם<ЗР10г 1:6; см. также 4()8е, &. 1, 3:1 (!)); ср. Иез. 11:16 (!);
ср. также раввинистическую концепцию синагоги), противостоя-
щий оскверненному, с их точки зрения, иерусалимскому Храму38
(ср.:Иосиф, Древности, XII, 388, XIII, 62, 79, 185, XX, 236; 1с1ет,
Война VII, 422—423, 432 (!); ср. также: 2 Кор. 6:16—17 (!)). В то же
время, судя по 1 С)М (Свиток (или Устав) войны ех куроМея создан
в период между 167 и 152 гг. до н. э.; см. выше, гл. II, 1, § 5), общин-
ники рассчитывали, что в самое скорое время им удастся изгнать
«киттиев Ассирии» (т. е. селевкидских македонян и греков и их
наймитов) из Иудеи и установить в иерусалимском Святилище 60-
гослужение в соответствии с их воззрениями на данный процесс,
зафиксированными в Храмовом свитке (11 (}Т) и Некоторых из
предписаний Торы (4(}ММТ). «Главным священником» (כוהן הראש
(1(2М2:1, 15:4, 16:13, 18:5, 19:11, 4(^285 («Мессианский Князь»), Ат. 7,
5(?); или «великим священником» (11 ;הכוהן הגדול()Т 15:15, 23:9,
25:16, 31:4 ит.д.)), т. е. жреческим Мессией— Первосвященником
Храма, будет, по мысли автора(ов) Свитка (Устава) войны, выхо-
дец из Кумранской общины. Овладение Иерусалимом рассматрива-
ется в 1 ОМ как первый (и основной) акт в 40-летней войне «сынов
Света» с «сынами Тьмы» (ус. нечестивцами из иудеев и языческими
народами Передней Азии). Окончание этой священной войны, по-
видимому, будет знаменовать наступление Эсхатона. В отличие от Свитка (Устава) войны, посвященного, в основ-
ном, милитаристским аспектам жизни общины, т. н. Текст Двух ко-
лонок, или Устав для всего общества Израиля (К^а), регулирует
мирскую жизнь конгрегации «в конечные дни» (= 40-летний пери-
од, предшествующий наступлению Конца дней(?); ср. ЮБа 1:21,
26). Текст Двух колонок, по-видимому, создан приблизительно в
одно время со Свитком войны (<ЗМ) (ср. е. & 1:21, 2639). Дважды упоминаемый в К^Ба жреческий Мессия (он кумранит — современник
автора(ов) данного произведения) назван здесь «Священником»
(הכוהן), «главой (רואש) всей общины Израиля» (2:12, 19). 38 Ср. раннепротестантскую концепцию незримой церкви избранных праведни¬
ков, противопоставлявшейся зримой, папской церкви. 39 В данных пассажах упоминается о «войне для покорения народов» и «военных
совещаниях». 205