История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
4. Кумранский мессианский дуализм
ВСА. 177/176—СА. 137/136 ГГ. ДОН. Э. I Как мы попытались показать выше, Учитель праведности
претендовал на роль пророка, подобного Моисею, и был признан
таковым своими адептами. Под йодительством нового Законодате-
ля (המחוקק), «открывшего» «синайскую Тору», отличную от Моисе-
евой, кумраниты заключают с Богом «в стране Дамаска» (=«пусты-
ня народов» (1QM 1:3 — Иез. 20:35), «пустыня» (1QM 1:2)) Новый
Завет (הברית החדשה; CD 6:19, 8:21, 19:33—34, 20:12, lQpHab2:3,
cp. lQSb 3:26, 5:21, 1Q34 bis 2:6; cp. также Зав. Левия 8:14, 18:2).
Идея о заключении «в конечные дни» Нового Завета взамен пре-
жнего (Синайского), нарушенного евреями, содержится в тексте
И ер. 31:30—32 («...и Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды
Новый Завет...»), который, по-видимому, оказал на кумранскую
идеологию непосредственное влияние. (Ср. Евр. 8:7—13). Что каса-
ется пребывания сектантов-«изгнанников» (1QM 1:2—3) в «пусты-
не народов», то оно, очевидно, сопоставлялось со странствованием
евреев под водительством Моисея по Синайской пустыне. Сказанное, как кажется, объясняет, почему в рукописях, со-
зданных после 177/176 гг. до н. э. (т. е. после того, как Учитель воз-
главил общину), отсутствуют упоминая о грядущем появлении
пророка, подобного Моисею, — этот пророк уже пришел в мир. В
определенной мере можно говорить о том, что в лице кумранского
Учителя праведности мы встречаемся с последним великим Израиль-
ским пророком ex Revelatione «осевого времени» (по К. Ясперсу36:
са. 800—са. 200 гг. до н. э.), который, в отличие от своих «канони-
ческих» предшественников, не только осознал коренной конфликт
между трансцендентными и мирскими порядками37 и декларировал
его, но и попытался самостоятельно практически преодолеть его. 36 См., например: Истоки истории и ее цель [в:] Смысл и назначение истории,
пер. М. И. Левиной, Москва 1991, с. 32. 37 Как справедливо, на наш взгляд, полагает Ш. Н. Айзенштадг, серия революций
«осевой эпохи связана с возникновением, концептуализацией и институционализаци¬
ей понятий о коренном конфликте между порядком трансцендентным и порядками о!
мира сего». (Осевая эпоха: возникновение трансцендентных видений и подъем духов¬
ных сословий [в:] Ориентация— поиск. Восток в теориях и гипотезах. Москва 1992,
с. 42). В Израиле и Иудее представления об этом конфликте возникают, прежде всего,
благодаря «трансцендентным видениям» пророков (ibidem, сс. 42—62). 204