История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
го собрания (ср. 1QS 6:11—12; IQSa). (Ср. 4QDibHama (Слова небес-
ных светил) 4:2—1330.) Текст lQSb позволяет предположить, что уже на раннем эта-
пе истории Кумранской общины среди сектантов получает распро-
странение идея о том, что жреческий Мессия будет доминировать
над светским. (Ср. е. g. Завещания Иуды 21:1—5, Неффалима 8:2—
3, Иосифа 19:8—11; ср. также 1 Ей., 90.) В пользу этого вывода сви-
детельствует, в первую очередь, тот факт, что Первосвященник
благословляется прежде Князя. Далее, в lQSb 4:23—24 говорится,
что именно «в руке» Первосвященника, «а не в руке Князя (שר) лю-
ди Совета Божьего» (= эсхатологическая Герусия (или Синедри-
он)(?)). Наконец, в lQSb3:5 предвещается, что Господь «даст»
жреческому Мессии «[ми]р... и царство (מלכות; или ״царство-
вание״)». (Ср. 1Q21, fr. 1, 2 (!), 4Q213—214, fr. 4, 2:15—19 и Зав. Ле-
вия 2:11,8:13—15, 18:3.) Отметим также, что, согласно lQSb 5:21, кумраниты верили,
что в Мессианскую эпоху Господь «обновит» (יחדש) «Завет един-
ства» (resp. общины (ברית היחד); ср. lQSb3:26, 1Q34 bis 2:6), что
явится основой для «установления царства народа» Божьего. Во фрагментах текстов 4Q375—376 (= 1Q29), обычно отно-
симых к циклу Моисеевых псевдэпиграфов31 32, мы также встречаемся
с фигурами «пророка» (הנביא), подобного Моисею, «Священника-
Помазанника» (הכוהן המשיח) с «уримом» (ср.: Езр. 2:63, Неем. 7:65;
Иосиф, Древности, III, 214—218), «на главу которого вылито масло
помазания (שמץ המשיחה)», и «Князя всей общины» (הנשיא אשר לכול
32(העדה. Судя по сохранившимся отрывкам, одной из функций
Священника-Помазанника (жреческого Мессии) было выявление
лжепророков33. Он приносит кровавые жертвоприношения (как и
эсхатологический Первосвященник из Устава благословений (lQSb)),
а также узнает при помощи урима, туммима (?) и светящихся кам¬ 30 Не исключена возможность, что автором Слов небесных светил (4QDibHama־c)
являлся основатель Кумранской общины — Вразумляющий/Муж. В этой связи отме
тим, что К. Б. Старкова датирует данное произведение концом III—началом II вв. до
н. э. (См.: Слова светильные (4QDibHam), ПС 29(92), 1987, с. 15.) 31 См. е. g.:J. Strugnell, Moses-Pseudepigrapha atQumran: 4Q375, 4Q376, and Similar
Works [in:] Archaeology and History in the Dead Sea Scrolls, ed. by L. H. Schiffman, Shef¬
field 1990, pp. 221—256; Stegemann, Essener..., SS. 138f. 32 Текст 4Q375, fr. 1, как кажется, позволяет предположить, что одно время об
щинники (или их часть) допускали, что пророк, подобный Моисею, может появиться
и позднее Священника-Помазанника. 33 Ср .:Втор. 18:20—22. 202