История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
добляется «ангелам Присутствия» (מלאכי פנים (букв, «ангелы Ли-
ка»), т. е. ангелам высшего ранга, имеющим непосредственный кон-
такт с Богом; см. выше, гл. И, 1, § 1, III), пребывающим «в Святой
Обители» (במעון קודש; яс. в Небесном Храме (?); ср. 4(38Ыг811аЬЬа—н,
I КЗЗЫгБИаЬЬ); совместно с ними он вершит судьбы (букв,
«выбрасывает жребий» (מפיל גורל)) мира (1(38Ь4:25—26). Эсхато-
логический Первосвященник будет «[великим] светочем (מאור),
[чтобы просвещать] мир Знанием (ус. Небесным Знанием; ср.
1(38Ь 1:3—4. — И. Т.) и освещать лица раббим (רבים (букв, ’,многие
или старшие״); одно из самоназваний полноправных членов Кум-
райской общины. — И. Г,)...» (1(38Ь 4:24—27). Таким образом, бу-
дущий жреческий Мессия представляется в 1(}8Ь как один из со-
правителей мироздания, как посредник между Небом и землей, в
определенной мере нивелирующий различия между потусторонним
и плотским мирами. В то же время, судя по тексту 1(38Ь 3:4, где го-
ворится, что Господь «освятит» «вечной славой» «семя» (т. е. по-
томство) Первосвященника, последний, по-видимому, мыслился
смертным (по плоти). Что касается светского Мессии — «Князя общины» (נשיא העדה;
ср .Мез., 40—48), то его образ, в целом, согласуется с библейскими
описаниями личности идеального Царя-давидида. Так, в его благо-
словение дословно включен текст Ис. 11:2—5, где об эсхатологи-
ческом Царе — потомке Давида говорится следующее: «И почиет
на нем Дух Господень, Дух мудрости и разума, Дух совета и мощи,
Дух знания и страх Господень; и исполнится он страхом Господ-
ним, и не по взгляду очей своих будет судить, и не по слуху ушей
своих решать дела. Но будет он судить бедных по справедливости и
дела страдальцев (или: ״смиренных”. — К Т.) земли решать по
праву; и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьет
нечестивого. И будет препоясанием чресл его справедливость и
препоясанием бедр его вера» (1<28Ь 5:24—26). Светский Мессия-
«Князь» «установит царство (или: "царствование”) Его народа
(מלכות עמו; т. е. Израильское царство. — И. Г.)» (1(}8Ь 5:21), и ему
«будут служить» цари и правители всех народов (1(}8Ь 5:27—28). В
связи с текстом Устава благословений (1(38Ь)5:21 отметим, что в
Дамасском документе (СО) 7:16—20 община (הקהל; букв, «собра-
ние») названа «царем» (מלך), а Мессия — лишь «Князем» (הנשיא).
Не исключена возможность, что как в 1(38Ь 5:21, так и в СВ 7:16—
20 содержится намек на верховную власть эсхатологического народно¬ 201