История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
3. Дуальная концепция Мессий в Кумране
В СА. 197/196—СА. 177/176 ГГ. до н. э. Самым ранним из дошедших до нас кумранских текстов, содер-
жащим мессианский пассаж, является Устав общины ((ЗБ), ех НуроМет
созданный основателем конгрегации, Вразумляющим-Мужем, в пери-
од между са. 197/196 и са. 177/176 гг. до н. э. В КЗБ 9:9—11 говорится,
что правоверные не должны отступать ни от одного из предписаний
Моисеевой Торы вплоть «до прихода пророка и Мессий Аарона и Из-
раиля»(עד בוא נביא ומשיחי אהרון וישראל). Как уже отмечалось выше,
под «пророком»-предтечей в еврейской литературе эпохи эллиниз-
ма и римского владычества в Иудее подразумевается пророк, подоб-
ный Моисею, о появлении которого предвещается во Втор. 18:15—19.
(Ср., например: 1 Макк. 4:46, 14:41; Филон, Об особых законах, I,
64—65; Ин. 1:21, Деян. 3:20—24(!) ит. д.) То, что кумраниты рас-
сматривали в качестве эсхатологического пророка именно эту фи-
гуру подтверждает текст 4(ЗТе51;, 5—8, где по отношению к предте-
че употреблен пассаж Втор. 18:18—19. Что касается упоминаемого
в ИЗБ 9:11 «Мессии Аарона» (5׳с. священник Аарон, брат Моисея),
то это жреческий Мессия. Исходя из того, что священники-садо־
киды занимали в общине доминирующее положение (см. е. ^
1(38 5:2, 9), можно предположить, что кумраниты ожидали, что и
эсхатологический Первосвященник будет потомком Садока
(ср. Иез., 40—48). «Мессия Израиля» — это светский Мессия. Фун-
кции пророка-предтечи и Мессий в (ЗБ никак не определены. По-видимому, приблизительно в одно время с Уставом общи-
ны ((ЗБ) Вразумляющим (или при его участии) создается т. н. Устав
благословений (ср. КЗБЬ 1:1, 3:22, 5:20). Зафиксированные в 1(38Ь
благословения правоверных общинников (кол. 1), эсхатологическо-
го пророка (?) (кол. 2 (ср. 2:24); во второй колонке текста сохрани-
лось лишь несколько отдельных фраз), жреческого Мессии-Перво-
священника и «сынов Садока, священников» (3:1—5:19), а также
«Князя общины» (5:20—29) предназначались для рецитации Вра-
зумляющим в Мессианскую эпоху. (В действительности же, как
справедливо, на наш взгляд, полагает Г. Вермеш29, «они использо-
вались в некоей литургии, предвосхищавшей и символизировавшей
наступление Мессианской эры».) Жреческий Мессия изображен
здесь в качестве Первосвященника (садокида; ср. КЗБЬ 3:22) иеру-
салимского Храма («Храма царства»; 1<38Ь 4:25—26), приносящего
кровавые (МВ!) жертвоприношения (1(38Ь 3:1—2, 4:24—28). Он упо- 29 8сг01к...,р. 206.
200