История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
сианизации» фигуры Учителя праведности (исторического и эсха¬
тологического, гебмуш), постепенное изменение взглядов общин¬
ников на его роль и функции28. Почти не предпринимается попы¬
ток выявить роль Учителя в создании и развитии кумранских мес¬
сианских доктрин. Сказанное, а также то обстоятельство, что осе¬
нью 1991 г. ученые-кумранологи получили возможность ознако¬
миться с неопубликованными рукописями Мертвого моря (некото¬
рые из которых содержат чрезвычайно важные сведения для иссле¬
дования идеологических, в том числе и мессианских, представлений
Кумранской общины), как кажется, является достаточным основа¬
нием для того, чтобы еще раз обратиться к рассмотрению станов¬
ления и развития мессианско-эсхатологических воззрений кумра-
нитов. TTjfT-o־ ·־v ; 1
*У' рл! J 1,7 - «xbajtii 1Л,-Ь PrtKTLWVU ' 417 ׳П pJjc׳tf imirc' *tJpj
п 1«зЬ*Л Г/ЧУЗ ч 1*7й\Ь К JUlJj Щ tlttn!; Jim
' jv׳׳ !рш лт;
1 tT nn nj pWA ntli wn* 31 у a *4״ 4П >y\ nV'W 28 А. Дюпон-Соммер допускал, что в отдельные исторические периоды Учитель
праведности redivivus отождествлялся с «Мессией Аарона и Израиля» а в другие —
только со жреческим Мессией (Ecrits..., р. 332; ср. рр. !54, п. 2; 143, п. 3) ’ К сожалению,
французский исследователь никак не конкретизировал это свое замечание. Ср. также: Strickert, Damascus Document..., рр. 348f. 199