История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
(= «Разъясняющий Учение») и светского (= «Князь всей общины»;
СЭ 7:18—20)24. Что касается фразы СО משיח אהרון וישראל («Мессия
Аарона и Израиля»), то ее, по мнению Р. Е. Брауна, следует пони-
мать как «Мессия Аарона и (Мессия (?) — И. Т.) Израиля». (Ср.,
однако, 1($5 9:11 (!); см. также ниже.) По мнению А. Како25, кумраниты первоначально ожидали
прихода жреческого и светского Мессий (К^Б, К}Ба). Однако при-
близительно в первой четверти I в. до н. э. среди сектантов получа-
ет распространение представление о жреческом Мессии, реализую-
щем также функции светского Мессии (СО). В иродианский период
в Кумране возрождается концепция двух Мессий, причем особое
внимание уделяется светскому Мессии-давидиду (40Р1ог, 4(}РВ,
4С№, 1<ЗН 3). Отметим также оригинальную гипотезу Дж. Дж. Брука26, ко-
торый на основе анализа текстов рукописей А (А1 (СО, стр. 1—8),
А2 (СО, стр. 8—16)) и В (СО, стр. 19—20)27 Дамасского документа
(который, по его мнению, был создан во внекумранской среде) пришел
к выводу, что в докумранской версии этого произведения нашла
свое отражение вера в приход лишь одного жреческого Мессии-
Первосвященника и что именно кумраниты привнесли в него идею
о пришествии в Конце дней двух Мессий — жреческого и светского
(ср. СО 7:13Ь—8:1а (т. н. мидраш на Амоса и Числа)). Прежде чем представить нашу реконструкцию эволюции
кумранских мессианских представлений (в которой мы выделяем
четыре основных стадии, отличных от этапов, вычленяемых Ж. Стар-
ки и его последователями), заметим, что определенным недостат-
ком почти всех вышеупомянутых работ по развитию мессианской
идеи в Кумране является, как нам кажется, то, что их авторы уде-
ляют слишком мало внимания идентификации исторических собы-
тий, нашедших свое отражение в документах, содержащих мессиан-
ско-эсхатологические пассажи, и, таким образом, предлагаемая ими
относительная хронология создания данных текстов подчас носит
произвольный, умозрительный характер. Кроме того, названные
исследователи не обращают должного внимания на процесс «мес- 24 Аналогичной точки зрения придерживаются Ж. Милик (Discovery..., рр. I25f.) и
Ф. Стриккерт (Damascus Document..., рр. 327—349). Последний полагает, что по смер¬
ти Учитель, вероятно, был отождествлен своими адептами с пророком, подобным Мо-
исею (ср. CD 6:1 и 4QDd, fr. 2,6). 25 Messianisme..., рр. 231—247. 26 Amos-Numbers Midrash..., рр. 397—403; Messiah..., рр. 215—230. 27 Текст А делят на тексты Ai и Аг на основе того, что они различаются по почерку
двух писцов. Рукопись А датируется X веком, рукопись В — XI—XII веками. 198