История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
цепции Сына Давида в то самое время, когда Иисус намеревался реа¬
лизовать это ожидание»18. Дж. А. Фитцмайер19 и И. Д. Амусин20 соглашаются с гипоте¬
зой Ж. Старки, внося, впрочем, небольшие коррективы. Так,
Дж. А. Фитцмайер возражает против отождествления «Избранник
Бога» 4QMess аг с Мессией, а эсхатологического пророка — с Или¬
ей redivivus. И. Д. Амусин не согласен с таким определением перво¬
го этапа развития кумранского мессианизма как «упадок» (!,eclipse),
справедливо указывая на то обстоятельство, что Ж. Старки «при
этом оставляет без внимания и рассмотрения такие примечатель¬
ные факты, как расцвет идеи двух мессий в столь близкой Кумрану
апокрифической литературе (прежде всего, Завещания ^патриар¬
хов) и отчетливо выраженные эсхатологические и мессианские чая¬
ния в ряде гимнов, авторство которых приписывается Учителю»21
(а также, добавим от себя, некорректно интерпретирует отсутствие
в 4QSe фрагмента текста Устава общины, содержащегося в
1QS 8:15—9:1122). Существенный корректив в гипотезу Ж. Старки попытался
внести Р. Е. Браун23. Соглашаясь с вычлененными французским ис¬
следователем 1-м, 2-м и 4-м этапами развития кумранского мессиа¬
низма, этот американский ученый предположил, что на 3-м этапе
сектанты ожидали прихода не одного, а двух Мессий — жреческого 18 Quatre etapes..., р. 504. 19 ,,Elect of God״..., pp. 349—56. 20 Община, cc. 166f. 21 Община, c. 167. 22 To, что текст, зафиксированный в IQS 9:12 ff., следует в 4QSe непосредственно
вслед за текстом 1QS 8:15 может, по мнению Дж. Вандеркама, объясняться тем, что
«рукопись 4QSe является в данном месте испорченной, а именно, здесь, возможно,
пропущена целая колонка». (См.: Jubilees..., р. 356; см. также: Е. Puech, [Recension:]
J. Pouilly, La Regie de la Communaute: Son evolution litteraire, RQ37 (1979), pp. 106f.)
Cp.: Milik, Discovery..., pp. 123f.: «...Более краткая редакция (4QSe по отношению к
1QS. — И. Т.) оставляет впечатление внезапного обрыва (abruptness) и, возможно, яв¬
ляется промежуточной ступенью между оригинальным текстом и текстом, представ¬
ленным в 1QS». См. также: С. Н. Hunzinger, Beobachtungen zur Entwicklung der Diszipli-
narordnung der Gemeinde von Qumran [in:] H. Bardtke (Hrsg.), Qumran — Probleme, Ber¬
lin 1963, SS. 242f.; J. Murphy-O'Connor,Lagenese litteraire de la Regie de la Communaute,
RB 76 (1969), p. 532; J. Pouilly, La Regie de la Communaute: Son evolution litteraire, Paris
1976, CRB 17, p. 18; C. Dohmen, Zur Grtindung der Gemeinde von Qumran (IQS VIII—
IX), RQ 41 (1982), pp. 81—96. Cp., однако: S. Metso, The Primary Results of the Reconstruction of 4QSe, JJS 44
(1993), pp. 303—308. 23 Starcky’s Theory..., pp. 51—57. CpA. J. B. Higgins, The Priestly Messiah,
NTS 13(1967), pp. 237f. 197