История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
на соответствующих представлениях, отраженных в эфиопском
Енохе (1 Ен.). В 1 Ен.у 90 упоминаются жреческий Мессия (= «Ба-
ран» «с огромным рогом» — «Слово» ПС [1и^аг]) и светский Мес-
сия (= «Белый бык»), пребывающие в Новом Иерусалиме и управ-
ляющие обществом преображенных праведников. В 1 Ен., 37—71
мы встречаемся с предсуществующим Мессией (= «Избранник» Бо-
га, «Сын человеческий», «Праведник»), сидящем на престоле Бога, ко-
торому отдано владычество над мирозданием и «весь Суд»; он при-
зван установить вечное Мессианское царство на земле. (Ср.
4Ездр., 13.) Книга Юбилеев обещает потомкам Левия (т. е. жреческим
помазанникам) как духовную, так и светскую власть (30:18, 31:12—
17, 32:1). В то же время в Юб. 31:18—20 упоминается светский по-
мазанник из колена Иуды, который должен будет восстановить мо-
гучее, независимое еврейское государство. В Завещаниях 12 патриархов мы встречаемся с двумя различ-
ными мессианскими концепциями. В Завещаниях Симона (7:2), Иу-
ды (21:1—5), Неффалима (8:2—3), Иосифа (19:8—11) и Гада (8:1)
предвещается о появлении жреческого Мессии из колена Левия и
светского Мессии из колена Иуды, причем последний будет подчи-
нен первому (в отличие от допленного периода, когда царь доми-
нировал над первосвященником; ср. Сир. 44:23—49:13), ибо Иуде
«дано то, что на земле», а Левию — «то, что на небе» (Зав. Иу-
ды 21:3). (Ср. 1<221 (Завещание Левия на арамейском языке), &. 1, 2:
«...царство священства (מלכות כהנותא) больше, чем царство...»
(ср. 4(^213—214, &. 4, 2:15—19, Зав. Левия (греч. версия) 2:11, 8:13—
15, 18:3)). В Завещаниях же Рувима (6:7—12), Левия (8:13—14; ср.
18:3), Дана (5:10—11) и Вениамина (11:2; ср. 9:2—5) фигурирует
Мессия из колена Левия, совмещающий функции Первосвященни-
ка, Царя и «пророка Всевышнего» (Зав. Левия 8:15 (ср., однако,
2:11); ср.: Иосиф, Древности, XIII, 299—300). В т. н. «Оракулах Сивиллы» (III, 652—713, 767—784) предве-
щается о появлении Царя-миротворца, который сумеет обеспечить
благоденствие, и, прежде всего, социальную гармонию, по всей земле.
(Ср. Ис., 11.) Наконец, автор(ы) Псалмов Соломона предвидит(ят) появ-
ление Мессии-Царя, «сына Давидова», который освободит страну
от иноземного ига, разгромит всех внешних врагов Иудеи и поко-
рит многие народы (17:23—38; ср. Филон, О жизни Моисея, I, 289-
291 (!); Иосиф, Война, VI, 312; 2 Бар. 40:1—2; 4 Ездр. 12:32—34; Та-
щит. Истории, V, 13; Светоний, Веспасиан, 4), а также жреческого 192