История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ГЛАВА III ЭВОЛЮЦИЯ МЕССИАНСКО- ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Кумранской общины 1 1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии И ИНТЕРТЕСТАМЕНТАЛЬНОЙ («МЕЖЗАВЕТНОЙ») ЛИТЕРАТУРЕ Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению кум-
ранских мессианско-эсхатологических воззрений, мы хотели бы
кратко осветить вопрос о том, кто подразумевается под термином
«мессия» (משיח [тШ&Ь]) в Библии и апокрифах и псевдэпиграфах
второй половины III—I вв. до н. э. I , Еврейское слово тШ&Ъ (ср. греч. μεσσίας от арам. тёЩга’) оз¬
начает «помазанник», «помазанный» (греч. χριστός), яс. миром (или
елеем) особого («священного») состава (см. Исх. 30:23—33). В ев¬
рейской Библии в качестве «помазанников» выступают цари
(прежде всего, Давид и его потомки (е. g. 2 Сам. 2:4, 5:3, 19:22,
22:50—51 (=Пс. 18:50—51), 23:1, Ис. 11:10, Ам. 9:11—12, Ос. 3:5,
Мер. 23:5, 33:15, Иез. 37:24, Аев. 3:13, Пс. 2:2, 89:39, 52, 132:10
(= 2 Хр. 6:42), Пит. д.), но также Саул из колена Вениаминова
(1 Сам. 24:7, 11, 26:9, 11, 16, 23, 2 Сам. 1:14, 16 ит.д.), цари Север¬
ного царства (е. g. 1 Цар. 19:16а; ср. Сир. 48:8) и даже персидский
царь Кир Великий (Ис. 45:1, Дан. 9:25 (?)) и сирийский царь Азаил 1 Содержание настоящей главы основывается, главным образом, на материалах
нашей диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
«Идеологические представления Кумранской общины (Учитель праведности и кум-
ранский мессианизм)», защищенной в СПбФ Института востоковедения РАН 18 июня
1993 г. (Автореферат диссертации опубликован в Санкт-Петербурге в мае 1993 г.) 189