История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
него всесожжения»403 (MasShirShabb; ср. 4Q400—407 (ShirShabba h),
11Q17 (ShirShabb)). II Абсолютное большинство исследователей полагают, что ес-
сейское движение прекратило свое существование после подавления
римлянами восстания 66—74 гг. н. э. (ср., тем не менее: Плиний
Старший, Естественная история, V, 17, 73; Епифаний, Панарион,
XIX, 1—2, XX, 3, 1—4404). Некоторые исследователи405, и в том
числе автор этих строк, полагают, что часть ессеев влились в иудео-
христианские общины (ср. е. g. Послание к евреям; Епифаний, Панари¬
он, XXIX). Судя по тексту «Панариона», XIX, ряд заиорданских ес-
сейских общин трансформировались к началу II в. н. э. в секты сам-
псеев и элкасаитов. В свете кумранского текста Мидраш Мелхиседека
(1КЗМе1сЬ; см. также 4(}‘Атгать, 4(^401 (8Ыг8ЬаЬЬь) 11, 3; 22,3)
можно предположить, что часть ессеев присоединились к секте мел-
хиседекиан (а возможно, явились ее основателями; ср.: Епифаний,
Панарион, ЬУ)406. Наконец, отметим, что факт обнаружения в ге-
низе каирской караитской синагоги средневековых копий кумранс¬
кого сочинения — Дамасского документа, а также многочисленные
параллели между идеологией и религиозной практикой кумранитов
и караитов407 в определенной мере позволяют рассматривать пос¬
ледних в качестве духовных наследников ессеев. Таким образом,
можно говорить о том, что носители некоторых кумранско-ессей-
ских идей (вернее, их отголосков) существуют и по сей день (в част¬
ности, в Бахчисарае (Крым) и Тракае (Литва)). 403 См. е. g.: Y. Yadin, Masada, Haifa 1966, рр. 173ff. (иврит). 404 Ср. также: Negottsa, Essenes..., рр. 517—530. 405 См. е. g.: Yadin, Hebrews..., рр. 38, 55; Spicq, Hebreux..., p. 390; cp. pp. 370—373;
Kosmala, НеЬгйег. 406 Ор.хИ.Д. Лмусин, Новый эсхатологический текст из Кумрана, ВДИ 3 (1967),
сс. 45—62.0 секте меяхиседекиан см. ниже, гл. III, 6, § 5. 407 Подробно об этом см., например, в: N. IVieder, The Judean Scrolls and Karaism,
London 1962; S. Szyszman, La Communaut£ de la Nouvelle Alliance et le Karaisme, Institut
International de Sociologie, XVIе Congres, Fase. 3, Beaune 1954, pp. 189—202. G Цейтлин
полагал, что кумранские рукописи были созданы караитами. (См. е. g.i The Expression
BeTALMUD in the Scrolls Militates against the Views of the Protagonists of their Anti¬
quity, JQR 54 (1963), pp. 89—98; см. также: S. В. Hoenig, BeTALMUD and TALMUD,
JQR 54 (1964), pp. 334—339.) 182