История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
убивают. Отсюда они получили имя зелотов (ΖηλωταΙ), некоторые
же называют их сгасариями (Σικάριοι)398. Другие же из них никого
не признают властителем, кроме Бога, даже если кого из них муча-
ют или убивают»399. Судя по приведенному пассажу, часть ессеев
незадолго до начала Первой Иудейской войны присоединились к
зелото-сикарийскому движению. Указание на это объединение
можно усмотреть, на наш взгляд, и в сочинении Иосифа Флавия
«Иудейская война», И, 254—265. В данном отрывке говорится о
том, что около 55 г. н. э. в Иудее начинает функционировать тер-
рорисгическая группировка т. н. сикариев (от лат. вюа — «кривой
кинжал»), составлявших радикальное крыло репигиозно-полити-
ческого движения зелотов («ревнителей»), которые почитали Гос-
пода Бога единственным правителем страны и ставили своей цепью
освобождение Иудеи от римского владычества (см. е. Иосиф,
Война, II, 118; ΐάβτη, Древности, XVIII, 23)400. «Одновременно с
этими (ус. сикариями. — И. Т.) возникла другая группировка
(στίφος; букв, "сомкнутый строй", "боевая колонна" (ср. евр. эквива-
лент — מערכה, многократно использующийся в Свитке войны для
обозначения боевых порядков "сынов Света"). — И. Т.) злодеев, с
более чистыми руками, но и более нечестивыми стремлениями, ко-
торые не менее убийц (5с. сикариев. — И. Т.) нарушали мир города
(ус. Иерусалима. — И. Т.). Прельстители и обманщики, они под ви-
дом божественного вдохновения стремились к восстанию и корен-
ным переменам (μεταβολάς), подталкивали народ к безумствам, вы-
водили его в пустыню (εϊς τήν έρημίαν; зс. Иудейскую пустыню. —
И. Т.), уверяя, что Бог явит им там знамения освобождения (σημεία
έλευθερίας; ср. Матф. 24:24: "...восстанут ...лжепророки и явят вели-
кие знамения... скажут вам: "Вот, Он в пустыне..."401. — И. Т.)»
Вскоре «обманщики и разбойники (ληστρικοί — часто встречающе-
еся у Иосифа и в Евангелиях (?) обозначение сикариев (вар. λησταί;
ср. талмудическое ליסטים). — И. Т.) объединились (συναχθέντες), по-
буждая многих к возмущению, увещевая их отстаивать свою неза-
висимость, и угрожая убивать тех, кто подчинился римскому гос¬ 398 Зелотов и сикариев отождествляет с ессеями и христианский автор Иоанн Зла¬
тоуст (Хрисостом) [344/354—407] в «Проповедях о Деяниях апостолов» (400/401 гг.
н. э.), 46, 3 (к Деян. 21:38). См.: /.-Р. Migne (6d.), Patrologia Graeca, vol. 60, col. 324. 399 Ср.: Филон, О том, что каждый добродетельный свободен,75, 91; idem, Аполо¬
гия, (1); Иосиф, Война, II, 119. 400 Подробно о зелото-сикарийском движении см., например: Г. М. Лившиц, Клас¬
совая борьба в Иудее и восстания против Рима, Минск 1957; М Hengel, Die Zeloten,
Leiden 1961. 401 Ср. также: Hjerl-Hansen, Christ..., pp. 495—508. 180