История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
В вади-кумранских пещерах обнаружены все книги еврейской
Библии10, за исключением книги Есфири (ср., однако, 4Qproto-
Esther ar»11(*־, а также девтероканонические книги Товита (4QTob,
4QTob ar®0־), Иисуса, сына Сирахова (2QSir, 1 lQPsaSir) и Послание
Иеремии (pap 7QEpJer gr). Среди фрагментов апокрифов и псевде-
пиграфов присутствуют части как уже известных до кумранских
находок произведений (е. g. книги Еноха12 (1Q19 + 1Q19 bis
(Henoch hebr), 4QEnar®־e, 4QEn astrar»0־) и Юбилеев (lQJuba־b,
2QJuba־b, 3QJub, 4QJuba־h, llQJub)13, Завещания 12 патриархов
(IQTestLevi ar, 4QTestLevi ar30,4־QTestNaph)14), так и неизвестных
ранее (е. g. Завещания Каафа [Кехата] (сын Левия и отец Амрама;
4QQahatar) и Амрама (отец Моисея; 4Q‘Amram ar3־*), Псевдэпиг-
рафы Иосифа (4Q371—373) и Моисея (1Q22 (Речения Моисея),
1Q29 (= 4Q376 (Литургия трех языков пламени)), 4Q374—375, 10 В кумранских пещерах обнаружены также арамейские переводы (таргумы) ряда
библейских книг (см. е. g. 1 IQ Tg Job, 4Q Tg Lev; см. также текст IQGenApoc ar, в ко¬
тором содержится большое количество дословных переводов из кн. Бытия) и фрагмен¬
ты Септуагинты [греческий перевод Библии, осуществленный в Египте в III—II вв. до
и. э.] (см. е. g. pap 7Q LXX Ex, 4Q LXX Leva־b, 4Q LXX Num; cp. perg 8Hev(Kh) XII gr).
Отметим также находку в Кумране фрагментов текстов тефиллин (или филактериев) и
мезузот. (Тефиллин — это молитвенные принадлежности, представляющие собой две
коробочки с вложенными в них т. н. паршийот— текстами Исх. 13:1—10, 11—16,
Втор. 6:4—9, 11:13—21, написанными на пергамене. Одна коробочка (!бЬйит шел йад)
прикрепляется специальным ремешком (рецуах) к предплечью «слабой» руки (т. е. для
большинства людей — к левой руке), а другая (байит шел рош) — к верхней част лба.
Мезуза— кусочек пергамена с написанными на нем текстами Втор. 6:4—9 и 11:13—
21; в свернутом виде его помещают в деревянную, металлическую, каменную или ке¬
рамическую гильзу, которую прибивают в верхней трети правого косяка входной две¬
ри. Этот обычай предписан во Втор. 6:9 и 11:20.) 11 По мнению Ж. Т. Милика, книга Есфири на еврейском языке была создана сра¬
зу же по окончании Первой Иудейской войны против Рима (66—74 гг. и. э.). См.: Les
modules arameens du livre d'Esther dans la Grotte 4 de Qumran, RQ 59 (1992), p. 399. 12 В пещерах Вади-Кумрана не обнаружены фрагменты т. н. Книги притч (7 Ен.>
гл. 37—71). По мнению Ж. Т. Милика, первоначально в состав пятикнижия Еноха
входила не Книга притч, а т. н. Книга гигантов (ср. 1Q23, 2Q26, 4QEnGiantsa־V 6Q8).
(См.: Enoch..., рр. 298—339). Последняя была канонизирована манихеями в III в. н. э. 13 Ср. 4QPsJuba*c. 14 Некоторые исследователи идентифицируют ряд фрагментов из 3-й и 4-й кумран¬
ских пещер с Завещаниями Иуды, Иосифа и Вениамина. См. е. g.: J. Т. Milik, ficrits
preess£niens de Qumran: d’HSnoch к Amram [dans:] M. Delcor (ed.), Qumran: sa pi£t6, sa
th6ologie et son milieu, Paris-Louvain 1978, pp. 97—102; M. Bailiet, Qumran Grotte 4. Ill
(4Q482—4Q520), DJD VII, Oxford 1982, p. 3;J.A .Fitzmyer, The Contribution of Qumran
Aramaic to the Study of the New Testament [in:] A Wandering Aramean: Collected Aramaic
Essays, Missoula 1979, pp. lOlf. Ср.: M. de Jonge, The Testament of Levi and ״Aramaic
Levi", RQ 49—52 (1988), p. 370. 18