История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
зумеваются кумраниты-ессеи395 396 . В связи с данным предположением
упомянем, что в тексте 1 Кор. 15:32 апостол Павел говорит, что он
«боролся со зверями в Ефесе» («...ё0црю\1а%цоа ё\ ,Ефвоср ...»). Судя
по тому, что нам известно о деятельности Павла (человека болезнен¬
ного и физически крайне слабого; ср. е. #. 2 Кор. 12:7—9, Гол. 4:13—
14; ср. также «Историю Павла» (II в.)) в этом малоазийском городе,
«борьбу со зверями», по־видамому, не следует понимать здесь в пря¬
мом смысле как состязание на арене цирка, но, как кажется, нужно
воспринимать фигурально, а именно— как полемику с некоей
враждебной христианам-паулинистам группой (с одним из «худых
сообществ» (дргкип какой), упомянутых в 1 Кор. 15:33 (?)), возмож¬
но, с местными ессеями. В этой связи уместно отметить, что в писа¬
ниях апостола Павла, и особенно в Послании к ефесянамш, во
многих случаях обнаруживается резкая антиессейская полемика397. Ряд данных позволяет предположить, что некоторые ессейс-
кие общины принимали участие в патриотическом движении за ос¬
вобождение Иудеи от римского господства и даже в вооруженном
восстании 66—74 гг. до н. э. Так, Ипполит Римский сообщает в
«Опровержении всех ересей», IX, 26, 2 о существовании ессейской
группировки, члены которой, «когда услышат, что кто-нибудь спо¬
рит о Боге и его законах, то, если он необрезанный, подстерегают
его одного в каком-нибудь месте и угрожают убить, если он не бу¬
дет обрезан. Того, кто не соглашается повиноваться, не щадят и 395 Beobachtungen..., SS. 77f. О возможных контактах Иисуса с кумранитами
см. также: В. Hjerl-Hansen, Did Christ know the Qumran Sect?— RQ 4 (1959), pp. 495—
508. Cp.: Charlesworth (ed.), Jesus. В Евангелии по Иоанну эпизод, связанный с сорокадневным пребыванием гали¬
лейского Учителя в пустыне, отсутствует. В этом произведении, однако, на посещение
Иисусом Хирбет-Кумрана, возможно, намекает текст 1:11, где говорится, что Иисус-
«Свет» (то φως) «пришел к своим, но свои его не приняли (εις τά ίδια ήλθεν, και oi ίδιοι
αύτόν ού παρέλαβον)». Пассаж Ин. 1:12—13 позволяет предположить, что под «своими»
в 1:11 подразумеваются не иудеи вообще, а некая религиозная группа. Не исключена
возможность, что речь здесь идет о близких в идеологическом отношении к первым
христианам кумранитах-ессеях, напряженно ожидавших пришествия («возвращения»)
Мессии (ex hypothesi Учителя праведности redivivus), каковым мог провозгласить себя,
придя к ним, Иисус. (Ср. Матф. 23:8—10, 24:23—-27; ср. также 1 lQMelch и Послание к
евреям; ср. также тексты Матф. 14:1—2, 16:13—14, Мк. 6:14—16, 8:27—28 и Лк. 9:7—
9, 18—19, согласно которым некоторые иудеи (вт. ч. тетрарх Галилеи и Переи Ирод
Антипа [4 г. .до и. э.—39 г. и. э.]) первоначально восприняли Иисуса в качестве вос¬
кресшего Иоанна Крестителя (а некоторые — как сошедшего с небес Илию или одного
из воскресших древних пророков).) 396 Это послание обычно относят к т. и. девтеропаулинистским писаниям. 397 См. е. g.\ Daniel, Mention paulinienne..., pp. 353—368. Cp.:/. Murphy-O'Connor >
J. H. Charlesworth (ed.), Paul and the Dead Sea Scrolls, New York 1990. 179