История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
3. ЕССЕЙСКО-КУМРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I в. до н. э74 г. н. э.
Ессеи после разрушения Второго Храма I Об истории ессейско-кумранского движения во второй поло¬
вине I в. до н. э.—I в. н. э. нам известно крайне мало. Согласно со¬
общениям Филона Александрийского, к началу нашей эры ессей-
ские конгрегации и общины терапевтов существовали «повсюду»
(т. е. во всей еврейской диаспоре), «ибо надлежало приобщиться к
совершенной добродетели и Элладе и варварам». (См.: О созерца¬
тельной жизни, 21; О том, что каждый добродетельный свободен,
75, 76, 85; ср.: Епифанийу Панарион, XXXIX, 5, I)385 . В Палестине в
I в. н. э. проживало, по словам Филона и Иосифа Флавия, более
4 000 ессеев (О том, что каждый добродетельный свободен, 75;
Древности, XVIII, 20) в городах, деревнях и станах (Апология, (I);
ср. СО, 10рНаЬ 12:9—10). Согласно сочинениям Иосифа «Иудей¬
ская война», II, 111—113 и «Древности», XV, 371—379, XVII, 346—
348, ессеи пользовались уважением и покровительством Ирода Ве¬
ликого (37—4 гг. до н. э.) и, по-видимому, его сына Ирода Архелая
(4 г. до н. э.—6 г. н. э.). В этой связи заметим, что в раввинистичес-
кой литературе неоднократно говорится о благорасположении
Ирода I к боэтусеям386 , которые, как мы попытались показать вы¬
ше (гл. II, 1, § 4), являлись одним из течений ессейского движения.
(Ср. М. Хагига, II, 2 и Древности, XV, 371—379; ср. также Древнос¬
ти, XV, 320—322; XVII, 78.) Укажем также на предположение
К. Даниэля, согласно которому упоминаемые в Евангелиях «ирода-
ане» {Матф. 22:16, Мк. 3:6, 12:13; ср. Мк. 8:15) и «те, кто пребыва¬
ют в домах царских» {Матф. 11:7—8, Лк. 7:24—29; ср. М. Хагига,
II, 2 и Древности, XV, 371—379), — это не кто иные, как ессеи387. 385 См.также е. g.: Daniel, Mention paulinienne..., pp. 553—567; Negoitsa, Essenes״..,
pp. 519,522; Амусин, Тексты..., с. 387, пр. 9. 386 См. е. g.: S. Dubnow, Die alte Geschichte des jQdischen Volkes, Berlin 1925, Bd. I,
S. 191; Daniel, Hfrodiens..., p. 49, n. 66. 387 Herodiens..., pp. 31—54; Nouveaux arguments..., pp. 397—402; Les Esseniens et
«Ceux qui sont dans les maisons des rois» (Matthieu 11, 7—8 etLuc7, 24—25), RQ 2
(1967), pp. 261—278. В пользу отождествления «иродиан» с ессеями высказывается и
И.Ядин (см. е. g.: Temple Scroll, 1977, vol. I, pp. 11 If.; The Temple Scroll: The Hidden
Law of the Dead Sea Sect, New York 1985, pp. 78—83). Ср., однако: W. Braun, Were the
New Testament Herodians Essenes? A Critique of an Hypothesis, RQ 53 (1989), pp. 75—88. 177