История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Обратимся к рассмотрению следующего текста Комментария
(4QpNah 1:8—2:1), в котором о Яростном молодом льве говорится
так: «"Вот, Я против те[бя, — говорит Господь воинств. Я спалю в
дыму множество] твое, и меч пожрет львят твоих, и искоре[ню с ли-
ца земли хи]щничество. И не [будет слы]шен [более голос вестников
твоих" (Наум. 2:14). Истолкова]ние этого: "множество твое" — это от-
ряды его (sc. Яростного молодого льва. — И. Т.) войска (גדודי חילו),
ко[торые он потерял в Сихе]ме (א[שר אבדם כשכ]ם (?)), а "львята
его" — это знатные его..., а "добыча его" — это богатство, которое
соб[рали священники Иерусалима, которые [от]дали его... [По вине
Е]фрема (т. е., по-видимому, фарисеев, поскольку обозначение "Еф-
рем" является в Комментарии синонимом "толкователей скользко-
го". — И. Т.) Израиль будет отдан [в руку чужеземцев]... А "его вес-
тники" — это его послы, голос которых не будет более слышен сре-
ди народов». Кажется правдоподобным предположить, что ком-
ментатор намекает в данном тексте на сокрушительное поражение,
которое нанес воинству Александра Янная в 88 г. до н. э. в районе
города Сихем сирийский царь ДеметрийIII Евкер. (См.:Иосиф,
Война, I, 92—95; idem, Древности, XIII, 377—378.) Фарисеи сража-
лись в битве на стороне Селевкида. Яннай потерял бблыпую часть
«отрядов своего войска» и с оставшимися в живых приверженцами,
в частности, представителями аристократической, жреческой «пар-
тии» саддукеев, вынужден был бежать в Ефремские горы. (См.:
Иосиф, Война, I, 95; idem, Древности, XIII, 379.) Власть же в Иеру-
салиме на некоторое время захватили фарисеи со своими многоты-
сячными сторонниками. (Ср.: Иосиф, Война, I, 98; idem, Древности,
XIII, 383.) Именно об этом, как нам представляется, и может идти
речь в следующем отрывке Комментария — 4QpNah 2:2—6: «"Горе
городу крови (Наум имеет в виду столицу Ассирийского царства
Ниневию. — И. Г.), весь он полон [обмана и грабе]жа" (Наум. 3:1).
Истолкование этого: имеется в виду город Ефрема (т. е., по-види-
мому, Иерусалим, захваченный фарисеями. — И. Г.), толкователи
скользкого к Концу дней, которые в обмане и лжи [расхаживают.
"Не прекращается в ней (имеется в виду Ниневия. — И. Т.) злодей-
ство, слышны свист бичей и грохот колес, скачут кони и подпрыги-
вают колесницы, несутся всадники, видны сверкание мечей и блеск
копий и множество пронзенных, груды тел и нет конца трупам, и
спотыкаются они о трупы" (Наум. 3:1—3). Истолкование этого: имеет-
ся в виду власть 1(или: "властвование". — И. Т.) толкователей сколь-
экого (ממשלת דורשי החלקות), в общине которых не переводится ино-
земный меч (здесь, по-видимому, намек на призвание восставшими 172