История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
8). — И. Т.), и на их глазах, пока они были еще живы, убивал их
жен и детей» {Иосиф, Древности, XIII, 380 (см. также XIII, 381—
383); idem, Война, I, 97, 113). Это была наиболее жестокая и изощ-
ренная «комплексная» экзекуция, которую Яннай когда-либо при-
менял по отношению к инсургентам (ср.:Иосиф, Древности, XII,
256 (!)), но, очевидно, не единственный случай смертной казни через
распятие в период восстания 94/93—88 гг. до н. э., при подавлении
которого царем было умерщвлено, согласно текстам ”Войны”, I, 91 и
”Древностей”, XIII, 376, не менее 50 тысяч иудеев. (Ср. 4QpNah 1:7:
«...Яростный молодой лев... вешает (יתלה; зд. imperfectum предпола-
гает повторяющееся (или обычное, привычное) действие. — И. Т.) лю-
дей живыми [на дереве]...») В связи с данным предположением от-
метим, что, судя по 4QpNah 1:7—8, закон о распятии государствен-
ных преступников и, в частности, изменников, сносившихся с ино-
земцами, являлся не специфически кумранским (ср. 11QT 64:6—13;
ср. также Втор. 21:22—33), а общегосударственным. (Ср.: М. Сан-
хедрин,У1, 4, И. Т. Хагига, 77d—78а, И. Т. Санхедрин, 23с, СифреДе-
варим 21:22. Заметим также, что в Древнем Риме в республиканский
период подвергались распятию за переход на сторону врага во
время войны даже римские граждане.) Особое внимание хотелось бы обратить на употребление в
приведенном тексте 4QpNah 1:4—8 глаголов הכה («бить», «пора-
жать») и תלה («вешать») в форме несовершенного вида, служащего
здесь для обозначения повторяющихся действий (начавшихся в
прошлом и продолжавшихся в период создания рассматриваемого
Комментария). Поскольку субъектом действий в данном пассаже
является Яростный молодой лев, можно, как нам представляется,
говорить о том, что этот деятель был жив к моменту создания Ком-
ментария на Наума. (Ср. также 4QpH0sb, fr. 2, 3.) В пользу данного
предположения свидетельствует, на наш взгляд, и тот факт, что ав-
тор текста заменяет в своем «истолковании» Наум. 2:13 употребленное
здесь слово ארי («лев») на כפיר («молодой лев»), как бы стремясь
этим подчеркнуть молодость жестокого героя. Вряд ли это было бы
уместно делать, будь Комментарий на книгу пророка Наума создан
по смерти данного лица, ex hypothesi Александра Янная, почившего
в 76 г. до н. э. в возрасте 49 лет. Что касается самогб устрашающего
образа, то он, как кажется, возник под влиянием Иез., 19, где слово
כפיר («молодой лев») употребляется для обозначения молодых кро-
вожадных и нечестивых иудейских царей допленного периода —
Иоахаза (608 г. до н. э.), умершего в 23 года, и Иоакима (608—
598 гг. до н. э.), почившего в возрасте 25 лет. 171