История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
сложившаяся в Иудее в том же году в результате поражения, нане-
сенного Деметрием III войскам Александра Янная у города Си-
хем379 (располагался в са. 2 км восточнее совр. Наблуса, в долине
между горами Ебаль и Геризим). Как уже отмечалось выше (гл. II, 2, § 1), по мнению абсолют-
ного большинства исследователей, царь Александр дважды упоми-
нается в тексте 4QpNah 1:4—8 под условным обозначением «Ярост״
ный молодой лев»380. (См. также 4QpH0sb (Комментарий на проро-
ка Осию), 2, 2—3). В данном отрывке говорится следующее: «״Лев
(ארי) терзает для нужд детенышей своих (и) душит для львиц своих
добычу” (Наум. 2:13а)... [Истолкование этого] относится к Ярост-
ному (или: ”Свирепому". — И. Т.) молодому льву (כפיר החרוץ), кото-
рый побивает (יכה; или: "поражает". — И. Т.) своих знатных и лю-
дей своего Совета... "[И он наполняет добычей] пещеру свою и ло-
говшце свое растерзанной плотью" (Наум. 2:13Ь). Истолкование этого
относится к Яростному молодому льву, [учинившему (или: "учиняю״
щему") ме]сть (נלן]מות]) над толкователями скользкого, который
вешает (יתלה) людей живыми [на дереве, ибо таков закон] в Израиле
издревле (על העץ כי זות התורה] 381בישראל מלפנים]) (или: ״[...что дела-
ется] в Израиле издавна (״([...אשר יעשה כן] בישראל מלפנים. — и. г.)...»
Этот пассаж 4QpNah обычно сопоставляют с сообщением Иосифа
Флавия о «кощунстве», совершенном Александром Яннаем (= Ярост
ный молодой лев 4QpNah 1:5—6) в конце гражданской войны, в
88 г. до н. э., когда, «пьянствуя» в Иерусалиме «на видном месте со
своими наложницами, он приказал распять (avaaxaopcoaa) около
восьмисот ("наиболее могущественных" повстанцев, т. е., очевидно,
главным образом фарисеев, занимавших до восстания высокие го-
сударственные посты и составлявших большинство в Синедрионе
(="толкователи скользкого", "великие", "люда Совета" 4QpNah 1:2— 379 Впервые этот тезис был развит нами в докладе, прочитанном в январе 1989 г. в
Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на VI Сергеевских
чтениях. См. также: НАА 1 (1990), с. 161. 380 См., например: Allegro, THRAKIDAN..., рр. 47—51; Cross, Library..., рр. 91—
94; Jeremias, Lehrer..., SS. 127—139; Dupont-Sommer, £crits..., pp. 280—282; Stegemann,
Entstehung..., SS. 120—128. По мнению X. X. Раули, под обозначением «Яростный молодой лев» в 4QpNah
подразумевается либо первосвященник Алким (он же Нечестивый священник), либо
царь Антиох 1Y Епифан (4QpNahum..., рр. 192f.). X. Дж. Шонфильд идентифицирует
эту фигуру с римским императором Титом (Secrets of the Dead Sea Scrolls: Studies to¬
wards their Solution, London 1956, pp. 96f.), а Г. P. Драйвер — с одним из руководите¬
лей иудейского восстания 66—74 гг. н. э. против римского господства Симоном бар-
Гиорой (Scrolls..., рр. 29If.). 381 Восстановление И. Ядина. (Pesher Nahum..., р. 12.) 170