История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 3. Гражданская война в Иудее в 94/93—8 8 гг. до н. э. Исторический фон кумранского Комментария
на книгу пророка Наума (4QpNah) Отдельные события упоминавшегося выше народного вое-
стания против царя-первосвященника Александра Янная и граж-
данской войны 94/93—88 гг. до н. э. в Иудее получили свое отраже-
ние в Комментарии на книгу Наума372 (4QpNah). Этот Коммента-
рий является единственным из дошедших до нас кумранских произ-
ведений, в котором помимо уловных обозначений отдельных лиц и
группировок встречаются в более или менее связном контексте373
также два подлинных имени исторических деятелей эпохи элпиниз-
ма — «царей Йавана» (т. е. Сепевкидов) Антиоха (4QpNah 1:3; по
видимому, здесь имеется в виду Антиох III Великий374) и Деметрия.
О послед нем в 4QpNah 1:2 говорится, что «он вознамерился вступить в
Иерусалим по совету толкователей скользкого (כעצת דורשי החלקות)».
Большинство исследователей усматривают в данном отрывке на-
мек на призвание в 88 г. до н. э. фарисеями (דורשי החלקות), возглав-
лявшими с 94/93 по 88 гг. до н. э. инсуррекцто против иудейского
царя Александра, на помощь сирийского царя Деметрия III Евкера 372 Книга пророка Наума Елкосеянина была создана в период между 663/662 и 612
(или 609) гг. до и. э. См., например: И. М. Дьяконов, История Мидии от древнейших
времен до конца IV в. до и. э., М.—Л. 1956, сс. 15, 297, 303; Eissfeldt, Einleitung...,
SS. 559—561; Амусин, Тексты..., сс. 203f. 373 Во фрагментах 4QMishm встречаются (вне контекста) имена Си[мон] (sc. Симон
Маккавей (?); Са, fr. 3,2), Иоханан (sc. Иоханан (Иоанн) Гиркан I; Се, fr. 2, 4—5), Сало¬
мея (sc. Александра Саломея, жена Янная; Са, fr. 2, 4, Се, fr. 1, 5), Гиркан (sc. Гиркан II;
Са, fr. 2, 6), Ар[истобул] (sc. Аристобул II (?); Cb, fr. 3,6), Эмилий (sc. Эмилий Скавр —
римский наместник в Сирии в 62 г. до и. э.; Cd, fr. 2, 4). Что касается т. и. «Молитвы за царя Ионафана (sc. Александра Янная)» (4Q448),
то она, скорее всего, была создана не кумранитами. См. прим. 301 к гл. II. 374 См. также: Н. Н. Rowley, 4QpNahum and the Teacher of Righteousness, JBL 75
(1956), pp. 188—193; Sh. A. Loewenstamm, The Commentary on Nahum: War with the
Pharisees, Haarez (Tarbut wesifrut), 3.VIII.1956, p. 1 (иврит). Большинство исследователей отождествляют упоминаемого в 4QpNah 1:3 «Ан¬
тиоха» с Антиохом IV Епифаном. (См., например: Allegro, Further Light..., pp. 89—93;
Dupont ·‘Sommer, £crits..., p. 280f., n. 3; Амусин, Тексты..., с. 219, прим. 10.) Ф. Кросс до¬
пускает возможность отождествления данной фигуры с Антиохом VII Сидетом. (Lib¬
rary..., р. 92.) По мнению же И. Леви, речь в этом пассаже идет об Антиохе, брате си¬
рийского царя Деметрия III Евкера. (См.: Demetrius and Antiochus in the Commentary
on Nahum, Mas£a* 35 (1956), p. 2 (иврит).) 168