История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
лийский ученый прав в своих отождествлениях, то не исключена, на
наш взгляд, возможность, что кумранский Учитель праведности —
Цадок был казнен на... Голгофе и (как и Иисус) похоронен «на том
месте, где он был распят» (ср. Ин. 19:41)371. IV В свете сказанного выше можно предположить, что кумра-
ниты покинули Дамаск и возвратились на родину в период между
второй половиной 40-хгг. Ив. до н.э. (скорее всего, по смерти
Ионафана Маккавея (нач. 142 г. до н. э.); ср. 10рНаЬ 11:2—8) и
137/136 гг. до н. э., и проживали в Иерусалиме, по-видимому, до
начала 80-х гт. I в. до н. э., когда в результате разгрома народного
восстания против Янная (которое, очевидно, поддерживалось ими
в той или иной форме) они были вынуждены бежать от преследо¬
ваний последнего (см. 10рНаЬ 11:8Ь—12:10) в Иудейскую пустыню
и (вновь ?) поселиться в Хирбет-Кумране (начало археологического
периода 1а (или 1Ь); см. выше, гл. I, III). Что касается текстов Да¬
масского документа и Комментария на Псалом 37, то они, по-види-
мому, были созданы в период между са. 137/136 и са. 97/96 гг. до
н. э. (ср. СБ 20:14—15, 40рРб37 1:19—2:9), возможно, священником
Иудой (ср. е. g. СБ 1:1, 2:2, 14—15, 3:21—4:4, 6:4—5 и 10рНаЬ 2:8—
9). Думается, что следующие два соображения позволяют уточнить
время создания Дамасского документа. Судя по СБ 12:22—13:1,
13:20—23 и 14:17—19, данный устав был создан, «чтобы руковод¬
ствоваться им» в сорокалетний «период нечестия», начавшийся по
смерти Учителя. Следовательно, этот документ должен был быть
создан вскоре после 137/136 гг. до н. э. Этот вывод косвенно под¬
тверждают, на наш взглвд, тексты СБ 8:2—15 и 19:14—27, где их
автор намекает, что агрессивные действия «князей Иудеи» и их
приспешников приводят к тем же печальным последствиям, что и
деятельность «строителей ограды»— протофарисеев, навлекших
На страну в недавнем прошлом гнев «Главы царей Йавана»
(ех ЬурыИевг Антиоха IV) и, как следствие, неисчислимые бедствия.
В период между 137/136 и 97/96 гг. до н. э. непосредственная угроза
Иудее со стороны селевкидского монарха возникала лишь один
раз — в 135/134—132 гг. до н. э., во время войны Симона и Иоанна
Гиркана с Антиохом VII Сидетом. Именно в этот период и мог
быть создан Дамасский документ. цию "Голгофы״. Но в таком случае римлянам данная территория никак не могла слу¬
жить местом казней». (Ibid., р. 100.) 371 Ср. прим. 53 к гл. III. 165